Наиболее крупными городскими восстаниями 17 века были Медный бунт и Соляной бунт.
Причинами обоих бунтов было обнищание городского населения, вызванное отставанием в экономическом развитии, неадекватными реформами и коррупцией. Поводом для Медного бунта послужила неадекватная денежная реформа, при которой попытались ввести медные деньги вместо серебряных, но при этом запретили платить налоги новыми деньгами. Горожане решили, что их таким образом хотят ограбить, отнять у них серебро. Поводом для Соляного бунта послужила коррупционная деятельность крупных бояр в управлении Москвой, которая привела к беспрецедентному росту цен на соль.
еще в iv тысячелетии до н. э. в южной части двуречья, между тигром и евфратом, начало развиваться земледелие, связанное с проведением ирригационных работ. первые города-государства стали возникать здесь в конце 15-начале iii тысячелетия до н. э. на месте постоянных поселений земледельцев, разросшихся общин или группы общин, в центре которых были храмовые комплексы, посвященные тому или иному божеству. во второй трети iii тысячелетия до н. э. в городах-протогосударствах урук, киш, ур, лагаш население достигало нескольких тысяч человек. к концу iii тысячелетия до н. э. населявшие двуречье различные племенные группы окончательно слились, но сохранились названия основных его частей — шумера на юге и аккада на севере.
первым центром шумерской цивилизации был урук. самым древним из городов аккадянсемитов был аккад. крупнейшим и важнейшим по своему политическому влиянию в регионе стало с конца xix в. до н. э. древневавилонское царство, трехсотлетнее существование которого (1894-1595 гг. до н. э.) составило особую эпоху в двуречья.
вавилон, достигший своего социально- и политического расцвета при царе хаммурапи (1792-1750 гг. до н. объединивший на новых административно территориальных организационных основах (путем создания административных областей и округов, царскими сановниками) огромные территории от персидского залива до сирии, предстает в качестве государства-империи, идеологической базой которого стал культ единого бога, «царя над богами» — мардука.