О Московском восстании 1648 г. (по летописному рассказу) и оценой на аккаунт который г. июня в 2 день праздновали Сретение чудотворной иконы Владимирской... И на праздник Сретения чудотворной иконы было смятение в миру, били челом всею землею государю на земского судью Левонтия Степанова сына Плещеева, что от него в миру стала великая налога и во всяких разбойных и татиных делах по его Левонтьеву научению от воровских людей напрасные оговоры. И государь царь того дни всей земле его Левонтия не выдал.
И того ж дня возмутились миром на его Левонтия заступников, на боярина... Бориса Иванова сына Морозова, да на окольничего Петра Тихонова сына Траханиотова... и иных многих единомысленников их, и домы их миром разбили и разграбили.
И июня в 3 день, видя государь царь такое в миру великое смятенье, велел его, земского судью Левонтия Плещеева, всей земле выдать головою, и его Левонтия миром (на Красной площади) прибили. И начали миром и заступников его, Бориса Морозова и Петра Траханиотова. И государь царь выслал на Лобное место с образом чудотворной иконы Владимирской патриарха Иосифа Московского и всея Руси, и с ним митрополит Серапион Сарский и Подонский, и архиепископ Серапион Суздальский, и архимандриты, и игумены, и весь чин священный, да с ними государь послал и бояр своих... Указал государь впредь Борису Морозову и Петру Траханиотову до смерти в Москве не бывать и не владеть и на городах у государевых дел ни в каких приказах не бывать. И на том государь царь к образу прикладывался, и миром и всею землею положились на его государьскую волю.
И того же дня... Борис Морозов и Петр Траханиотов наученьем дьявольским... велели людям своим всю Москву выжечь. И они, люди их, большую половину Московского государства выжгли: от реки Неглинной Белый город до Чертольской стены каменного Белого города, и Житной ряд, и Мучной, и Соляной, и от того миру стал всякий хлеб дорог... И многих людей зажигальщиков переимали и к государю царю для их изменничья обличения приводили, а иных до смерти побивали...
Государь велел Петра Траханиотова казнить на Красной площади. А того Бориса Морозова государь царь у миру у чтобы его сослать с Москвы в Кириллов монастырь на Бело-озеро, а за то его не казнить, что он вскормил государя.
Во В чем автор рассказа видит причины восстания в Москве? 2) Какой в рассказе летописца предстает царская власть? 3) Как вы думаете, почему в летописи нет сведений о суде и доказательствах вины Морозова и Траханиотова? 4) Какую роль играла православная церковь в «бунташных» событиях?
М. В. Ломоносов в соответствии с принципами классицизма упорядочил и систематизировал русский литературный язык. Он создал учение о стилях языка. Все современное ему словарное богатство М. В. Ломоносов разбил на три группы, образующие три стиля — высокий, средний и низкий. «Высокий штиль» состоит из слов старославянского происхождения, которые практически не употребляются в разговорной речи. Этим стилем, по мнению М. В. Ломоносова, надо писать трагедии, героические поэмы, оды. «Средний штиль» включает и разговорную лексику, и общеупотребительные старославянские по происхождению слова, понятные каждому носителю русского языка. «Средний штиль» используется в научных сочинениях, стихотворных посланиях друзьям. «Низкий штиль» складывается из слов живой разговорной речи и простонародных слов. Им можно писать комедии, песни, басни.
М. В. Ломоносов провел реформу русского стихосложения. Поэзия...
начала XVIII в. писалась на основе силлабического стихосложения. М. В. Ломоносов развил силлабо-тоническую систему, начало которой положил Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1769). Силлабо-тонический стих был более естественен и органичен для русского языка, и его введение вало подъему национальной поэзии.
В русской поэзии М. В. Ломоносов известен как автор многочисленных од. Основными темами его торжественных стихов были природа и ее познание, труд, прославление военных побед России. Одам М. В. Ломоносова свойственен гражданско-патриотический пафос. В «Оде на взятие Хотина» поэт воспевает блестящую победу русских войск над турками. «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны» обращена к властительнице России с призывом продолжать петровские реформы, покровительствовать наукам и искусствам. Ломоносов показывает богатство и огромные возможности России, он уверен, что «может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать»;.
Начатая как воспевание Елизаветы Петровны, «Ода на день восшествия…» превращается в гимн науке.