Опричнина – государственная политика террора, царившая на Руси в конце 16 века при правлении Ивана 4.
Сущность опричнины состояла в отторжении имущества у граждан в пользу государства. По повелению государя выделялись особые земли, которые использовались исключительно для царских нужд и нужд царского двора. На эти территориях было собственное управление, и они были закрыты для простых граждан. Все территории отбирались у помещиков с угроз и силы.
Слово «опричнина» происходит от древнерусского слова «опричь», что означает «особый». Также опричниной называли ту часть государства, которая уже отошла в единоличное пользование царя и его подданных, а также опричников (членов тайной полиции государя).
Численность опричнины (царской свиты) составляла около тысячи человек.
Царь Иван 4 Грозный славился своим суровым нравом и военными походами. Возникновение опричнины во многом связано с Ливонской войной.
В 1558 году он начал Ливонскую войну за право овладеть Прибалтийским побережьем, однако ход войны шел не так, как того хотелось бы государю. Иван неоднократно упрекал своих воевод за то, что они действуют недостаточно решительно, а бояре и вовсе не почитает царя за авторитет в военных вопросах. Ситуация усугубляется тем, что в 1563 году один из военачальников Ивана предает его, тем самым все больше подрывая доверие царя к своей свите.
Иван 4 начинает подозревать о существовании заговора воевод с боярами против его царской власти. Он считает, что его окружение мечтает прекратить войну, свергнуть государя и посадить на его место князя Владимира Старицкого. Все это заставляет Ивана создать себе новое окружение, которое было бы защитить его и покарать всех, кто пойдет против царя. Так были созданы опричники – особые воины государя – и учреждена политика опричнины (террора).
В современной литовской историографии распространилось мнение, основанное на информации Хроники Петра из Дусбурга (раздел 289 «Об опустошении волости Пограуды и Гарты»), что изначально Гедимин правил замком в земле Паграуде (волость около реки Юры[8]) близ Гарты (Гродно[9][10]), где некоторыми исследователями локализируется его вотчина[11][12][13][14]. Гедимин вёл ожесточённую борьбу с немецкими рыцарями, нанёс им ряд поражений. В 1322 году заключил союз с князем Мазовии, а в 1325 году — с королём польским Владиславом Локотком, скрепив последний, выдав свою дочь Альдону, замуж за сына Владислава, Казимира.
Как и его предшественники, Гедимин продолжал присоединение западнорусских земель. Под его власть перешли древнерусские земли с городами Полоцк (1307), Гродно (по другой версии город был присоединён ранее) и Берестье (1315), Витебск (1320), Минск (1326), Туров и Пинск (1336) и другие. Вассалами Гедимина стали минский, лукомский, друцкий, берестейский, дрогичинский князья. Кроме того, он имел большое влияние в Жемайтии, которая не входила в государство Гедимина, имея сильные традиции автономии. На Волыни с 1340 года княжил его сын Любарт, зять последнего волынского князя из династии Романовичей.
Поздняя традиция считает Гедимина основателем столицы в Вильне (современный Вильнюс), которая впервые упоминается в его письмах: не позднее 1323 года заложил деревянный замок при впадении Вильни в Вилию (Нерис) и перенёс свою резиденцию в Вильну, ставший таким образом столицей Великого княжества Литовского. При нем Вильнюс стал активно торговать с немецкими городами. Возникли и окрепли немецкие общины. Гедимин даже поддержал строительство там храма для купцов. Одним из основных торговых партнеров Вильнюса стала Рига.[15]
В письмах Папе Римскому Иоанну XXII, ганзейским городам, францисканцам и доминиканцам (1323—1324) заявлял о своём желании принять христианскую веру и приглашал в Литву рыцарей, ремесленников, купцов, земледельцев, священников. При нем в Вильнюсе были построены францисканский и доминиканский храм. Однако когда папские легаты, обнадеженные выраженным Гедимином желанием креститься, прибыли к нему, тот сделал вид, что не велел писать ничего подобного. Легатам удалось выяснить, что изменить решение Гедимина вынудили угрозы со стороны язычников и православных, которых к тому времени в Литве было немало. Впоследствии Гедимин поддержал папу в его борьбе с Людовиком Баварским, нанеся удар по Бранденбургу, однако сближения не произошло: общественное мнение Европы было слишком настроено против язычников. Литва снова потеряла шанс влиться в европейскую семью.
Гедимин вторым после Миндовга стал титуловать[15] себя королем («король литвинов и русины»). Из семи сыновей Гедимина пятеро были христианами, все его дочери также были выданы замуж за христиан.
Гедимин боролся против Московского княжества и князя Ивана Калиты за влияние во Пскове и Новгороде. В этой борьбе он опирался на союз с Тверью, скреплённый браком дочери Гедимина Марии с князем Дмитрием Михайловичем Грозные Очи (1320).