Население Российской империи по своему составу являлось многонациональным. Только народов, насчитывающих более 10 тыс. человек, проживало в империи свыше 20. Больше всего в Российской империи было русских. Однако доля русского населения в екатерининскую эпоху сократилась: с 62,8 % в 1762 г. до 48,9 % в 1796 г. Это было связано с тем, что к России были присоединены новые территории, на которых проживали представители других национальностей.
Второе место по численности в Российской империи конца XVIII в. занимали украинцы, третье — белорусы. Далее шли поляки, литовцы, латыши, татары, финны, евреи. Завершали список народы, численность которых не превышала несколько сотен человек.
Права населенияПоложение нерусских народов было различным. Права некоторых из них ограничивались. Так, для евреев в 1791 г. была введена так называемая черта осёдлости, за пределами которой им запрещалось жить постоянно.
Черта осёдлости охватывала значительную часть Царства Польского, Литвы, Белоруссии, Бессарабии, Курляндии, большую часть Украины. Евреям разрешалось селиться только в городах или в так называемых местечках.
РелигияПодданные Российской империи исповедовали разные религии. Большинство населения было православным.
Присоединение к России новых территорий повлекло за собой увеличение числа католиков (жители западных земель) и мусульман (Крым). В 1773 г. Екатерина II подписала Указ о веротерпимости. Все религии в Российской империи получали право на существование, отменялось насильственное обращение в православие.
Принцип веротерпимости легко обнаруживался на главной улице столицы Российской империи. На Невском проспекте в Петербурге, в непосредственной близости друг от друга, во второй половине XVIII столетия существовали: православный храм Рождества Богородицы (на месте Казанского собора), лютеранская кирха Св. Петра и Павла, голландская реформаторская церковь, католический костёл Св. Екатерины, армянская церковь Св. Екатерины. Два последних храма были возведены при Екатерине II.
ответ:
необычайный взлет отечественной культуры в первой половине xix в. позволил назвать это время се «золотым иском». если в и социально-политическом развитии россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала. развитие культуры в первой половине xix в. опиралось на преобразования предшествующего времени. проникновение элементов капиталистических отношений в усилило потребность в грамотных и образованных людях. города стали основными культурными центрами. новые социальные слои втягивались в общественные процессы. культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. существенное влияние на , театр, музыку, изобразительное искусство оказала отечественная война 1812 г. однако консервативные тенденции в политике императоров александра i и николая i сдерживали развитие культуры. правительство активно боролось с проявлениями передовой общественной мысли в , публицистике, театре и живописи. оно препятствовало широкому народному образованию. крепостничество не давало возможности пользоваться высокими культурными достижениями всему населению. культурные запросы и потребности верхушки общества были иными, чем у народа, у которого складывались собственные культурные традиции.
просвещение и образование
уровень образованности общества является одним из показателей культурного состояния страны. в россии в конце xviii — начале xix в. он был крайне невысок. население, и главным образом крестьянство, было неграмотным или малограмотным. поэтому усилия правительства александра i были направлены на создание системы государственного образования. она состояла из: одногодичных приходских школ; трехклассных уездных училищ; семиклассных гимназий. в эпоху александра i образование было бессословным. при николае i оно приняло замкнутый сословный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и других городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников. для дворянства, кроме того, открывались и специальные средние учебные заведения — кадетские корпуса и др. лишь гимназическое образование или окончание специальных дворянских учебных заведений давало право поступления в университеты.
наука в отличие от xviii в., для которого был характерен энциклопедизм ученых, в первой половине xix в. началась дифференциация наук, выделение самостоятельных научных дисциплин (естественных и гуманитарных). наряду с углублением теоретических познаний все большее значение приобретали научные открытия, имевшие прикладное значение и внедрявшиеся, хотя и медленно, в практическую жизнь. для естественных наук были характерны попытки более глубокого проникновения в понимание основных законов природы. исследования философов ( и агробиолога м. г. павлова, медика и. е. дядьковского) внесли значительный вклад в этом направлении. профессор московского университета биолог к. ф. рулье еще до ч. дарвина создал эволюционную теорию развития животного мира. н. и. лобачевский в 1826 г., опередив современных ему ученых, создал теорию «неевклидовой ». церковь объявила ее еретической, а коллеги признали правильной лишь в 60-е годы xix в. в 1839 г. завершилось строительство здания пулковской астрономической обсерватории. она была оснащена современной для того времени аппаратурой. обсерваторию возглавил астроном в. я. струве, обнаруживший концентрацию звезд в главной плоскости млечного пути.
именно расцвет позволил определить первую половину xix в. как «золотой век» культуры. писатели, отражавшие российскую действительность, занимали разные общественно-политические позиции. существовали различные художественные стили (методы), сторонники которых придерживались противоположных убеждений. в первой половины xix в. закладывались те основополагающие принципы, которые определили ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости. становилась важным средством формирования общественного сознания.