ТЕМА 5 ИНДИЯ И ДАЛЬНИЙ ВОСТОК В СРЕДНИЕ ВЕКАПолитическое развитие Индии в Средние века.В V—VIIвв. натерритории Индии существовало около 50 враждующих друг с другом государств. В середине VIII в. Северную, а также часть Центральной Индии завоевали раджпуты — потомки смешавшихся с местным населением кочевников. Наиболее влиятельный радж-путский род образовал государство Пратихаров. Это государство долго господствовало в Индии. К этому периоду относятся и первые попытки проникновения в Индию арабов. .В XIII в. значительная часть страны была объединена в рамках мусульманского государства — Делийского султаната. Еще до его возникновения на севере Индии образовалось несколько мелких государств на землях, захваченных мусульманами.Начало существованию Делийского султаната было положено в I206 г., когда военачальник одного из мусульманских правителей объявил себя султаном, сделав своей столицей город Дели. Постепенно власть султанов распространилась на всю Северную и Центральную Индию, а временами они захватывали и Южную Индию. Значительная часть индийских земель была распределена между мусульманскими воинами и мечетями. Индийские князья должны были подчиняться мусульманам. Высшая власть в государстве принадлежала султану. Правосудие осуществлялось мусульманским духовенством. Весь государственный аппарат, как и армия, состоял из мусульман. Мусульмане были освобождены от податей.Города Индии успешно развивались, чему расширение торговых связей с исламским миром, строительство и меры властей, призванные обеспечивать работу амбаров, бань и городской стражи.В Индии стал распространяться ислам. Но основная масса населения осталась верной индуизму. Борьба индуизма и ислама, несовместимость жизненных обычаев, норм поведения, определяемых этими религиями, вела к ослаблению Делийского султаната.Индийская община.В жизни основной части населения Индии — крестьян — важнейшее значение имела община. Обычно в состав общины входило несколько соседних деревень или даже целый округ, представлявших собой единое целое. Почти в каждой деревне был свой общинный совет. Возглавлял его староста. Представители каждой деревни и старосты входили в большой совет всей общины.Община представляла собой замкнутый мирок, почти не нуждающийся в контактах с внешним миром. В течение веков в каждой общине был выработан порядок взаимообмена продуктами и услугами, необходимыми каждому члену общины.Наибольшими правами в общине обладали земледельцы, владевшие общинными наделами и обладавшие наследственными правами на них. Далеко не все земледельцы в общине сами обрабатывали свои наделы. Так, брахманские и другие наиболее зажиточные семьи использовали труд малоземельных общинников, а также батраков-наемников. Представители высших каст имели право за гроши пользоваться услугами выходцев из низших каст. ,
Культура Индии.Наиболее известные памятники культуры раннего Средневековья находятся в Аджании и Эллоре. Аджания прославилась главным образом настенными росписями буддийских монастырей. Храмовые комплексы Эллоры известны своей скульптурой, занявшей с периода раннего Средневековья господствующее место в убранстве храмов.На юге Индии в X—XII вв. получает распространение бронзовая скульптура. Среди статуй и статуэток индуистских божеств главное место занимает изображение бога Шивы.Он предстает в виде многорукого Натараджана — бога танца.Завоевание Северной Индии в X —XII вв. мусульманами принесло новые для Индии культурные традиции Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока. В Индии стали строиться сооружения с арками, куполами и сводами. Появились и новые типы сооружений (мечети, минареты, мавзолеи).Велик вклад Индии и в науку. Так, исключительно важным стало создание десятичной системы счисления. Индийскими учеными была создана таблица для вычисления местонахождения планет. Ученый и астроном Арнабхата высказал мысль, что Земля — шар и вращается вокруг своей оси. Многие астрономические тру- | ды индийских ученых переводились на арабский язык. Благодаря этому идеи, заложенные в эти сочинения, проникали и в другие страны.
1)Да все как обычно. Началось все мирно, однако позже начались распри между Ярославичами. Младшие собственно от власти вообще были отстранены. Появление кипчаков - куманов на границах. Поражение на Альте. Изгнание Изяслава и его возвращение при поляков. Набеги, которые удалось остановить в основном только уже при Владимире Мономахе. Собственно при Ярославичах происходит разделение на удельные княжества, закладывается фундамент будущих усобиц и, наверное, в этот период Киев начинает потихоньку терять свое значение. Так, коротко 2)Половцы своими набегами, мешали становлению Русского государства, постоянные набеги, это разорение земель, убийства воинов и крестьян. А так, как наша земля в те временна была разделена на княжества, и не было единого Князя, то соответственно вывод напрашивается сам собой. Именно из-за раздробленности, набегов половцев, печенегов, татарского ига, мы до сих пор отстает от Европы по технологиям, не намного, конечно, но все же. 3)Любечский съезд (1097) — съезд русских князей, состоявшийся в городе Любече (на реке Днепре) с целью договориться о прекращении междукняжеских распрей из-за уделов и сплотиться против разорявших Русь половцев. 4)Правда Ярослава («Древнейшая Правда» , связанная с именем Ярослава Мудрого, Правда Ярославичей и др.) . РУсская правда (Р. п.) . отразила в своём тексте эволюцию древнерусских общественных отношений 11—13 вв. Правда Ярослава включала в себя наряду с нормами феодального права и архаические нормы, восходящие к периоду первобытнообщинного строя. Дальнейшее развитие и совершенствование Р. п. произошло при сыновьях Ярослава и его внуке Владимире Мономахе. Важнейшие постановления Ярославичей последовали после восстаний в Киеве, Новгороде и Ростово-Суздальской земле 1068—1071. Правда Ярославичей увеличивала ответственность общины за убийства княжеских дружинников, Тиунов, старост (См. Староста) , Отроков и других слуг, совершённые на её территории; предусматривала тяжёлые наказания за поджоги хозяйственных построек, намеренную порчу скота, за коллективные посягательства на имущество зажиточных людей. После восстания в Киеве 1113 в Р. п. был включен устав о процентах (Резах) Владимира Мономаха, ограничивавший ростовщические операции. Р. п. фиксирует систему феодальных отношений и факты имущественного и социального неравенства. В ней отмечено на протяжении 11—13 вв. усиление феодальной зависимости смердов (См. Смерды) , закупов (См. Закупы) , холопов (См. Холопы) и др. В тексте Пространной редакции Р. п. положению закупов и холопов посвящены специальные уставы. В Р. п. отражены возрастающая роль княжеского суда, тенденция к большей дифференциации наказаний, увеличение штрафов в пользу князя и княжеской администрации с соответствующим уменьшением компенсации потерпевшим. Стремясь к упразднению кровной мести, Р. п. сужает сферу её применения и ограничивает круг мстителей ближайшими родственниками убитого. При отсутствии мстителей убийца принуждается к уплате штрафа (виры (См. Вира) ) князю и частного вознаграждения (головничества) родственникам убитого. Свободные общинники, связанные круговой порукой, должны были оказывать убийце в уплате виры. За убийство женщины выплачивался половинный штраф (полувирье) . Р. п. защищала здоровье и честь свободных представителей феодального общества, предусматривала денежные возмещения за увечья и оскорбления действием. В Р. п. детально разрабатывалась система наказаний за кражу в городе и сельской местности, кражи или намеренную порчу бортных и охотничьих угодий, нарушение границ земельных владений и т. д. Большое внимание уделено упорядочению долговых отношений. В Р. п. входит также устав, посвященный наследственному и семейному праву. Порядок судопроизводства в Р. п. предполагал привлечение свидетелей, применение ордалий (см. «Божий суд») , клятвы. Разыскание преступников производилось по свидетельским показаниям или следу. Предусматривалась проверка лжесвидетельских показаний (поклёп) . Намечены первичные элемент
Проведенная дворянством, хотя и буржуазная по своему содержанию, реформа 1861 г. открыла широкие возможности для развития капитализма, но не уничтожили до конца феодальные социально-экономические отношения. В социальной сфере сохранился сословный слой, а вполитической-самодержавие, которое являлось надежным защитникок помещиков. После реформы 1861 г. класс помещиков, господвавший в российском феодальном обществе, с его натуральной, инертной экономикой вынужден был при к новым быстро растущим отношениям.После реформы 1861 г. главной основой народнохозяйственного развития России стали технико-экономические преобразования в промышленности. Развернулась замена ручного мануфактурного производства основанным на применении системы рабочих машин; отмена крепостного права создала значительный резерв рабочей силы. Первые пореформенные десятелетия вошли в историю российской промышленности как время совершения промышленного переворота.
Культура Индии.Наиболее известные памятники культуры раннего Средневековья находятся в Аджании и Эллоре. Аджания прославилась главным образом настенными росписями буддийских монастырей. Храмовые комплексы Эллоры известны своей скульптурой, занявшей с периода раннего Средневековья господствующее место в убранстве храмов.На юге Индии в X—XII вв. получает распространение бронзовая скульптура. Среди статуй и статуэток индуистских божеств главное место занимает изображение бога Шивы.Он предстает в виде многорукого Натараджана — бога танца.Завоевание Северной Индии в X —XII вв. мусульманами принесло новые для Индии культурные традиции Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока. В Индии стали строиться сооружения с арками, куполами и сводами. Появились и новые типы сооружений (мечети, минареты, мавзолеи).Велик вклад Индии и в науку. Так, исключительно важным стало создание десятичной системы счисления. Индийскими учеными была создана таблица для вычисления местонахождения планет. Ученый и астроном Арнабхата высказал мысль, что Земля — шар и вращается вокруг своей оси. Многие астрономические тру- | ды индийских ученых переводились на арабский язык. Благодаря этому идеи, заложенные в эти сочинения, проникали и в другие страны.