Действия Ивана 4 по отношению к Казанскому ханству и Кавказу отличались. Например, Казанское ханство было присоединено к России в рамках нескольких военных походов. Казань стала российской территорией. С Кавказом все было иначе, потому что он был дальше от границ, чем России. Кавказ Россия использовала скорее как союзника в борьбе с Османской империей в обмен на покровительство.
На его политику на этих направлениях повлияла обратная политика. Например, в случае с Казанью, то Казанское ханство совершало регулярные набеги, разоряло приграничные территории, захватывало местное население в плен и в целом вело достаточно агрессивную политику. Враждебные отношения вызвали желание у России получить эти территории себе.
Дальше уже присоединение Казани определило ухудшение отношений России и Кавказа с Турцией и Крымом. Поэтому Россия устанавливает дружественные, взаимовыгодные отношения с Кавказом.
Самое раннее описание массагетов, их царицы Томирис и её победы над персидским царем Киром II Великим, после попытки последнего завладеть пиццей масагетов, приводит Геродот, который пишет почти спустя сто лет после упоминаемых событий. История Томирис и её победы над Киром была хорошо известна в античном мире и стала легендой; такие писатели античности как Страбон, Полиэн, Кассиодор и Иордан также писали о ней
Геродот сообщает, что Кир, перейдя реку Аракс и углубившись на территорию массагетов на один дневной переход, по совету лидийца Креза, устроил массагетам ловушку. Персы оставили лагерь с запасом вина, который обороняла небое часть, а основные войска отошли назад к реке. Массагеты, как только одолели противника, возлегли и стали пировать, а насытившись пищей и вином, заснули. Персы же, придя, перебили многих из них, а ещё больше захватили в плен, среди прочих и сына царицы Томирис, командовавшего массагетами, имя которого было Спаргалис. Узнав об этом Томирис направила Киру послание: «Алчущий крови Кир, … отдай мне моего сына и уходи из этой страны безнаказанно… Если же ты не сделаешь этого, то клянусь тебе солнцем, владыкой массагетов, я напою тебя кровью, хотя ты и ненасытен».