В XVII веке Россия оставалась аграрной, и основными занятиями крестьян было земледелие, разведение крупного рогатого скота, льноводство. Регулировалось сельское хозяйство постоянно ужесточающейся системой крепостнических законов: на протяжении XVII века ужесточались наказания для беглых крепостных, увеличивались сроки сыска.
Города росли относительно медленно, но городская жизнь, с типичными занятиями - ремеслами и торговлей - в России XVII века существовала. Некоторые города становились знаменитыми центрами определенных ремёсел, там основывались мануфактуры - первые предприятия легкой промышленности.
Общество Украины XVII века состояло главным образом из двух сословий - это были крестьяне и казаки. Собственного дворянства у украинцев не было - потомки князей Киевской Руси, еще жившие на территории Украины, приняли католичество и интегрировались в аристократию Речи Посполитой. Поэтому роль мелкопоместных землевладельцев играли богатые казаки, которые по своему экономическому положению были близки мелким дворянам, но не имели шляхетских привилегий по законам Речи Посполитой. Это и послужило одной из причин восстания Богдана Хмельницкого: Хмельницкий, будучи богатым казаком, хотел для себя и себе подобных причисления к шляхтичам, а польское правительство ему в этом отказало.
Крестьяне Украины занимались земледелием, крупным рогатым животноводством. Среди прочих промыслов была добыча и торговля солью; людей, занятых в этом промысле, называли чумаками.
Главной в учении Лютера стала идея только личной верой. Это означала, что души зависит лишь от веры в Бога, и для этого не нужны посредники--папство и церковь. Вера приходит к человеку только через милость Божью, а не вследствие каких-то заслуг. Лютер утверждал, что христианские таинства и ритуалы не имеют того значения, которое им приписывает церковь. Источником христианской веры он считал только Библию и стремился как можно быстрее перевести ее на немецкий язык.