Если речь идет об учебники по Истории россии за 7 класс, автором которого является Данилов, то 1 параграф повествует о России в конце 16 – начале 17 века, в период правления Бориса Годунова.
Параграф разбит на несколько частей:
• Внутренняя политика Бориса Годунова. Учреждение патриаршества.
• Внешняя политика Бориса Годунова.
• Пресечение династии Московских правителей.
• Царь Борис.
В части «Внутренняя политика Бориса Годунова. Учреждение патриаршества» речь идет о том, что Федор, как законный наследник престола и сын Ивана Грозного, был болен, поэтому от имени Федора должен был править Бориса Годунов, который приходился Федору дядей, и братом жены царя.
Перед Годуновым стояло 2 задачи: преодолеть экономические проблемы и разруху, и сплотить политическую элиту.
Годунов издает уках о «заповедных летах», то есть запрещает переход крестьянина к другому хозяину, а затем издает указ об «урочных летах», чем устанавливает 5летним сыск крестьян, которые сбежали. Крестьяне были этим недовольны.
Годунов также заручается поддержкой духовенства, и сделал патриарха высшим саном. Это значит, что РПЦ перестала зависеть от греческой церкви. Кстати, первым патриархом был Иов.
Плюс, Годунов разворачивает строительство крепостей и монастырей: Белый и Земляной город в Москве, крепость Смоленск, Воронеж, Курск, Белгород, Архангельск, Самара, Саратов, Царицын, Астрахань, Тобольск, Тюмень, Тара. И занимается просвещением общества – отправляет учителей заграницу, так как планирует открыть школы и университеты. При нем развивалось книгопечатание.
В части «Внешняя политика Бориса Годунова» рассказывается о продлении перемирия с Речью Посполитой до 1602 года, об успешных сборах сил против Швеции, о успешной русско-шведской войне (1590-1593), и о возвращении земель от Швеции: Ивангород, Ям, Копорье, Корела. Плюс, Годунову удалось остановить сопротивление сибирского хана, и полностью включить Западную Сибирь в Россию. Годунов отдавал должное внимание обороне страны для отражения набегов татар с Крыма, и для увеличения влияния России на Кавказе.
В части «Пресечение династии Московских правителей» речь идет о том, что Федор послал Марию Нагую в Углич с ее родней и сыном Дмитрием. В 1591 году пополз слух о том, что царевич Дмитрий умер, а его мать говорила, что посланники из Москвы сделали это, а жители Углича растерзали убийц. В Москвы в Углич прислали комиссию для расследования, и оказалось, что играя, он убил себя сам. За ложь жителей наказали, а Мария Нагая была отправлена в монахини. В 1598 году умирает царь Федор и династия Рюриковичей прерывается.
В последней части параграфа «Царь Борис» рассказывается о том, что москвичи присягнули на верность Ирине – жене Ивана 4 и сестра Годунова. Ирина отказалась и ушла в монастырь. Тогда москвичи решили, что Годунов не потомок Рюрика, но неплохо управлял страной, и имеет родственные связи с политической элитой. Поэтому в феврале 1598 года собирается Земский собор, на котором царем избирается Борис Годунов, но он отказался, потому что не имел прав на престол.
Контрреформация (лат. Contrareformatio от contra «против» + Reformatio «Реформация») — католическое церковно-политическое движение в Европе середины XVI—XVII веков, направленное против Реформации и имевшее своей целью восстановить позиции и престиж Римско-католической церкви.
Реформация стала глубоким потрясением для католицизма. Целые страны порвали со Святым Римским престолом — Англия, Швеция, Дания и Норвегия, часть немецких и швейцарских земель. К протестантским церквям и религиозным общностям примкнула часть населения Франции, Нидерландов, Польши, Чехии и Венгрии[1]. Деятельность католической церкви непосредственно против Реформации, её деятелей и последователей составляет контрреформацию в узком смысле слова[2]. Однако пресечение и искоренение реформационных идей и движений было невозможно без внутреннего обновления церкви, проблемы в которой отчасти и стали причинами Реформации, поэтому в широком смысле Контрреформация включает в себя церковную реформу, целью которой было обновление католической церкви в соответствии с духом времени.
С точки зрения марксистской теории формаций Контрреформация являлась «религиозной формой контрнаступления феодальных сил, пытавшихся упрочить феодализм в эпоху его разложения и восстановить пошатнувшиеся позиции католицизма»[3].
Временны́е рамки Контрреформации: Тридентский собор (1545—1563) — окончание Тридцатилетней войны (1648).
Благодаря проведённым во время Контрреформации реформам католическая церковь стала более сплочённой под верховенством папы; были основаны новые монашеские ордены, которые стали образцами религиозности нового типа; было запрещено предоставление индульгенций, включающее какие-либо денежные расчёты; появились католические духовные семинарии; вводилось однообразие католической литургии. Консолидация и реставрация католицизма позволили ему усилить позиции в ряде стран, особенно во Франции и Польше. Календарная реформа 1582 года ввела григорианский календарь, который до сих пор используется в большинстве стран мира.
С другой стороны, Контрреформация оформила окончательный разрыв католичества с протестантством[1]. Противостояние между католиками и протестантами вылилось в Тридцатилетнюю войну — один из самых кровопролитных европейских конфликтов до мировых войн XX века. По окончании религиозных войн усилился процесс секуляризации как в протестантских, так и в католических странах[2]. После Вестфальского мира (1648), положившего конец Тридцатилетней войне, папский престол перестал быть главным центром европейской политики[1].