Одним из самых важных изменений стало расширение известной европейцам территории культурной ойкумены. За очень короткий период (конец XV века— начало XVI века) европейские мореплаватели обогнули Африку, проложили морской путь в Индию, открыли новый континент — Америку и совершили кругосветное плавание. Примечательно, что именно открытие Колумбом Америки (1492 год) принято считать символическим окончанием Средних веков.Эти путешествия стали бы невозможны без предпосылок, главными из которых являются: изобретение компаса и создание судна преодолевать огромные расстояния в открытом море. Интересно, что первое из этих изобретений сделано задолго до наступления Нового времени.Так, компас был изобретён в Китае ещё в III веке до н. э. (правда, этот тип компаса, представлявший собой лежащий на отполированной пластине намагниченный металлический предмет в форме разливной ложки, был непригоден для мореходства), однако, новое изобретение проникло в Европу только в XIII веке через посредничество арабов, которые начали применять компас в XII веке.Судном, на котором первооткрыватели отправлялись в дальние плавания, стала каравелла. Эти небольшие по современным меркам суда (например, «Санта-Мария», флагман Колумба в его первом путешествии, имела водоизмещение в 130 тонн) в буквальном смысле изменили карту мира. С каравеллами прочно связана вся эпоха великих географических открытий. Довольно характерно название, которое каравелла получила в нидерландском языке, — oceaanvaarder, буквально — «судно для океана».Однако, одних предпосылок недостаточно, поэтому должен быть мотив, заставлявший отправляться в далёкие и опасные путешествия. Таким мотивом стал следующий факт. Во второй половине XV века завоевавшие ослабевшую Византийскую империю турки перекрыли караванные пути на восток, по которым в Европу доставлялись пряности. Таким образом прервалась приносившая сверхприбыли торговля. Именно желание найти альтернативный доступ к богатствам востока и стало стимулом мореплавателей конца XV — начала XVI веков. Следовательно, обоснованной выглядит точка зрения, считающая датой окончания Средних веков 1453 год — захват турками Константинополя.Интересно отметить, что таким образом именно экспансия мусульманской цивилизации послужила тем катализатором, который вызвал ускоренное развитие цивилизации европейской.
1. Живопись. Русские художники создают выдающиеся произведения в духе академизма. Представители академической школы: А.Ф.Бруни ("Медный змий"), К.П.Брюллов ("Итальянский полдень", "Последний день Помпеи", "Всадница", "Автопортрет"). Одновременно происходит отход от академизма.Представители неакадемического направления: А.Г.Венецианов, создал серию картин, изображающих сельский быт ("Гумно", "На пашне", "На жатве"); П,А.Федотов ("Сватовство майора", "Вдовушка"). Художники-портретисты - О.А.Кипренский и В.А.Тропинин. Тропинин ("Кружевница", "Гитарист"). А.А.Иванов, создал знаменитое полотно "Явление Христа народу". 2.Архитектура. Прочные позиции занимал классицизм. разновидностью классицизма являлся ампир - стиль, для которого характерны монументальные формы и богатый декор. В этом стиле возводили в основном здания общественного назначения. Представители классицизма в русской архитектуре: в Петербурге - А.Н.Воронихин (Горный институт, Казанский собор), А.Д.Захаров (Адмиралтейство, собор в Кронштадте), К.Росси (здание Сената и Синода, Михайловский дворец); в Москве - О.И.Бове (торговые ряды на Красной площади, здание Большого и Малого театров, здание Манежа, Д.Жилярди (дом Луниных). 40-50-е гг. кпадок классицизма в русск. архитектуре. В моду входит псевдорусский стиль, псевдоготика, возникает интерес к византийскому стилю. Происходит смешение стилей (электика).Представитель этого стиля - К.А.Тон (Большой дворец. храм Христа оружейная палата в Кремле). 3.Театр и музыка. Появились 2 труппы:драматическая (Малый театр) и оперно-балетная (Большой) В петербурге в 1832г. открылся Александринский театр. В провинции - крепостные театры. На сцене русского театра классицизм сменился романтизмом.(актер Малого театра П.С.Мочалов).В Малом театре играл актер М.С.Щепкин. Музыкальные жанры - камерные произведения (романсы А.А.Алябьева, А.Е.Варламова, А.Л.Гурилева) и опера (К.А.Кавоса "Иван Сусанин", А.Н.Верстовского"Аскольдова могила". А.С.Даргомыжский создает новые жанры: народно-бытовую музыкальную драму ("Русалка"), сатирико-комическую оперу ("Титулярный советник"). 4.Просвещение и наука. Было 6 университетов(Московский, киевский, Харьковский, Дерптский, Казанский, Петербургский).Во главе всей учебной системы находилось Министерство народного просвещения. Важнейшими научными центрами России были Академия наук и университеты. Ученые: в математике -Н.И.Лобачевский,П.Л.Чебышев; в физике - В.В.ПетровЭ.Х.Ленц; в медицине - Н.И.Пирогов, К.М.Бэр.