ОбъяМодернизм - это масштабное культурное явление которое возникло на рубеже 19 и 20 веков и затронуло практически все сферы человеческой жизни. Наука, искусство, литература, архитектура, общественная жизнь, получили новый импульс для видоизменения и развития. В изобразительном искусстве новаторские идеи проявилось особенно ярко, задав направление для движения на столетия вперед.В СССР официально признавалось и пропагандировалась только реалистическое искусство. Западный модернизм со своим новаторством и стремлением к экспериментам, замалчивался или критиковался. Только после Перестройки, у широкого круга россиян появилась возможность познакомиться с творчеством художников модернистов и самостоятельно решить для себя - принять его или отвергнуть. Следует помнить что знакомство с модернизмом является ключом к пониманию современного постмодернистского искусства.Модернизм в изобразительном искусстве возник как продолжение импрессионизма.Наиболее яркими его направлениями являются: кубизм, экспрессионизм, дадаизм, абстракционизм, футуризм, сюрреализм. Они не похожи и как бы оспаривают друг друга, но в действительности все они возникли одно из другого, являются одним целым и развиваются по одной логической схеме.Модернизм отрицает культурное наследие и реальное воспроизведение действительности, использует деформацию образов и субъективное восприятие художника, т.е. создает мир внутри рамок картины.Одним из наиболее противоречивых и новаторских направлений в искусстве является авангардизм, который отрицает действительность эстетические нормы. Он проявляется в модернистских направлениях: дадаизм, экспрессионизм, фовизм, футуризм. Эти направления объявляют отказ от классического искусства, преобладание личного восприятия художника, преобладание формы над содержанием.Абстракционизм (беспредметное искусство) зародился в начале 20 века, а в конце 20-х годов выделился в самостоятельное направление. Он является продолжением кубизма, экспрессионизма и футуризма. Искажая, ломая изображаемую реальность художник-абстракционист стремится передать на полотне эмоциональное восприятие окружающей действительности. Наиболее яркий представитель этого течения Василий Кандинский назвал абстракционизм «искусством свободы».В средине 20 века беспредметное искусство рас по всему миру и приобрело большое количество сторонников. Поп-арт, или общедоступное искусство, появляется в средине 50-х годов 20 века, а рассвет его приходится на 1960-е годы. В Европе это направление модернизма известно под названием неореализм. Представители поп-арта показывали окружающую среду сочетанием реальных бытовых предметов, обрывков печатных изданий. Искусствоведы находят сходство поп-арта с более ранним направлением модернизма – дадаизмом.В 1970-1980 гг. поп-арт был вытеснен новой разновидностью авангардистского искусства – оп-артом (оптическим искусством). В работах мастеров оп-арта используются особые калейдоскопические эффекты, абстрактные формы, оптические иллюзии не связанные с реальной действительностью.Таким образом, задачей своего творчества, модернисты считают изображение форм существующих только внутри искусства, с которых стремятся выразить духовную сущность окружающего мира.Модернизм всегда вызвал самые противоречивые отклики, и в то же время он остается одним из самых масштабных направлений изобразительного искусства.Творчество художников модернистов зачастую не укладывается в рамки одного направления, так как они в поисках своего стиля пробовали себя в нескольких течениях. Поэтому очень сложно определить, где мастер наиболее полно себя раскрывает.
Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа Петра. Во второй половине XVII в. позиции Русской православной церкви были весьма прочными, она сохраняла административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и Адриан (1690-1700) гг. проводили политику, направленную на укрепление этих позиций.
Церковная политика Петра, как и его политика в других сферах государственной жизни, была направлена, прежде всего, на как можно более эффективное использование церкви для нужд государства, а если конкретнее - на выжимание из церкви денег на государственные программы, прежде всего на строительство флота (о "кумпанствах") . После путешествия Петра в составе Великого посольства его занимает еще и проблема полного подчинения церкви своей власти.
Поворот к новой политике произошел после смерти патриарха Адриана. Петр распоряжается провести ревизию для переписи имущества Патриаршего дома. Воспользовавшись информацией о выявленных злоупотреблениях, Петр отменяет выборы нового патриарха, поручая в то же самое время митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому пост "местоблюстителя патриаршего престола". В 1701 г. образуется Монастырский приказ - светское учреждение - для управления делами церкви. Церковь начинает терять свою независимость от государства, право распоряжаться своей собственностью.
Петр, руководствуясь просветительской идеей об общественном благе, для которого необходим продуктивный труд всех членов общества, разворачивает наступление на монахов и монастыри. В 1701 г. царский указ ограничивает число монахов: за разрешением на постриг теперь нужно было обращаться в Монастырский приказ. Впоследствии у царя появилась идея использовать монастыри, как приюты для отставных солдат и нищих. В указе 1724 г. количество монахов в монастыре ставится в прямую зависимость от числа людей, за которыми они ухаживают.
И западники, и славянофилы были горячими патриотами, твердо верили в великое будущее своей Родины, резко критиковали николаевскую Россию.
Сходясь в критике российской действительности, западники и славянофилы резко расходились в поисках путей развития страны. Славянофилы, отвергая современную им Россию, с еще большим отвращением смотрели на современную Европу. По их мнению, западный мир изжил себя и будущего не имеет.
Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир, противостоящий Западу в силу особенностей русской истории, русской религиозности, русского стереотипа поведения. Величайшей ценностью считали славянофилы православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму. Например, А. С. Хомяков писал, что Россия призвана стать в центре мировой цивилизации, она стремится не к тому, чтобы быть богатейшей или могущественной страной, а к тому, чтобы стать «самым христианским из всех человеческих обществ» . Особое внимание славянофилы уделяли деревне, считая, что крестьянство несет в себе основы высокой нравственности, что оно еще не испорчено цивилизацией. Великую нравственную ценность видели славянофилы в деревенской общине с ее сходками, принимающими единодушные решения, с ее традиционной справедливостью в соответствии с обычаями и совестью.
Славянофилы считали, что у русских особое отношение к властям. Народ жил как бы в «договоре» с гражданской системой: мы – общинники, у нас своя жизнь, вы – власть, у вас своя жизнь. К. Аксаков писал, что страна обладает совещательным голосом, силой общественного мнения, однако право на принятие окончательных решений принадлежит монарху. Примером такого рода отношений могут быть отношения между земским собором и царем в период Московского государства, что позволило России жить в мире без потрясений и революционных переворотов типа Великой французской революции. «Искажения» в русской истории славянофилы связывали с деятельностью Петра Великого, который «прорубил окно в Европу» и тем самым нарушил договор, равновесие в жизни страны, сбил ее с начертанного Богом пути.
Славянофилов часто относят к политической реакции в силу того, что их учение содержит три принципа «официальной народности» : православие, самодержавие, народность. Однако следует отметить, что славянофилы старшего поколения истолковали эти принципы весьма своеобразно: под православием они понимали свободное сообщество верующих христиан, а самодержавное государство рассматривали как внешнюю форму, которая дает возможность народу посвятить себя поискам «внутренней правды» . При этом славянофилы защищали самодержавие и не придавали большого значения делу политической свободы. В то же время они были убежденными демократами, сторонниками духовной свободы личности. Когда в 1855 г. На престол вступил Александр II, К. Аксаков представил ему «Записку о внутреннем состоянии России» , в которой упрекал правительство в подавлении нравственной свободы, приведшей к деградации нации. Крайние меры, указывал он, могут только сделать в народе популярной идею политической свободы и породить стремление к ее достижению революционным путем. Ради предотвращения подобной опасности Аксаков советовал царю даровать свободу мысли и слова, а также возвратить к жизни практику созыва земских соборов. Идеи представления народу гражданских свобод, отмены крепостного права занимали важное место в работах славянофилов. Неудивительно поэтому, что цензура часто подвергала их преследованиям, мешала свободно выражать свои мысли. Либеральные идеи западников и славянофилов пустили глубокие корни в русском обществе и оказали серьезное влияние на следующие поколения людей, искавших для России пути будущее. Их идеи продолжают жить и сегодня в спорах о том, чем является Россия – страной, которой уготована мессианская роль центра христианства, третьего Рима, или страной, которая является частью всего человечества, частью Европы.
ОбъяМодернизм - это масштабное культурное явление которое возникло на рубеже 19 и 20 веков и затронуло практически все сферы человеческой жизни. Наука, искусство, литература, архитектура, общественная жизнь, получили новый импульс для видоизменения и развития. В изобразительном искусстве новаторские идеи проявилось особенно ярко, задав направление для движения на столетия вперед.В СССР официально признавалось и пропагандировалась только реалистическое искусство. Западный модернизм со своим новаторством и стремлением к экспериментам, замалчивался или критиковался. Только после Перестройки, у широкого круга россиян появилась возможность познакомиться с творчеством художников модернистов и самостоятельно решить для себя - принять его или отвергнуть. Следует помнить что знакомство с модернизмом является ключом к пониманию современного постмодернистского искусства.Модернизм в изобразительном искусстве возник как продолжение импрессионизма.Наиболее яркими его направлениями являются: кубизм, экспрессионизм, дадаизм, абстракционизм, футуризм, сюрреализм. Они не похожи и как бы оспаривают друг друга, но в действительности все они возникли одно из другого, являются одним целым и развиваются по одной логической схеме.Модернизм отрицает культурное наследие и реальное воспроизведение действительности, использует деформацию образов и субъективное восприятие художника, т.е. создает мир внутри рамок картины.Одним из наиболее противоречивых и новаторских направлений в искусстве является авангардизм, который отрицает действительность эстетические нормы. Он проявляется в модернистских направлениях: дадаизм, экспрессионизм, фовизм, футуризм. Эти направления объявляют отказ от классического искусства, преобладание личного восприятия художника, преобладание формы над содержанием.Абстракционизм (беспредметное искусство) зародился в начале 20 века, а в конце 20-х годов выделился в самостоятельное направление. Он является продолжением кубизма, экспрессионизма и футуризма. Искажая, ломая изображаемую реальность художник-абстракционист стремится передать на полотне эмоциональное восприятие окружающей действительности. Наиболее яркий представитель этого течения Василий Кандинский назвал абстракционизм «искусством свободы».В средине 20 века беспредметное искусство рас по всему миру и приобрело большое количество сторонников. Поп-арт, или общедоступное искусство, появляется в средине 50-х годов 20 века, а рассвет его приходится на 1960-е годы. В Европе это направление модернизма известно под названием неореализм. Представители поп-арта показывали окружающую среду сочетанием реальных бытовых предметов, обрывков печатных изданий. Искусствоведы находят сходство поп-арта с более ранним направлением модернизма – дадаизмом.В 1970-1980 гг. поп-арт был вытеснен новой разновидностью авангардистского искусства – оп-артом (оптическим искусством). В работах мастеров оп-арта используются особые калейдоскопические эффекты, абстрактные формы, оптические иллюзии не связанные с реальной действительностью.Таким образом, задачей своего творчества, модернисты считают изображение форм существующих только внутри искусства, с которых стремятся выразить духовную сущность окружающего мира.Модернизм всегда вызвал самые противоречивые отклики, и в то же время он остается одним из самых масштабных направлений изобразительного искусства.Творчество художников модернистов зачастую не укладывается в рамки одного направления, так как они в поисках своего стиля пробовали себя в нескольких течениях. Поэтому очень сложно определить, где мастер наиболее полно себя раскрывает.
Подробнее - на -