При Василии III (1505—1533), в 1510 году, Псковская республика была ликвидирована, а его территория была присоединена к Великому княжеству Московскому (Русского государства). Символ псковской независимости — вечевой колокол — был снят и увезён в Москву.
Псков стал западным форпостом на пути в Москву, а его пригороды Воронич, Остров, Опочка, Врев, Выбор, Велье и другие стали линиями обороны, призванными защищать рубежи русских земель. Это были крепости, на которые приходились первые удары врага.
С 27 августа 1581 по 4 февраля 1582 гг. Псков выстоял в героической осаде от войск польского короля Стефана Батория. Поражение армии Речи Посполитой под Псковом России вернуть Великие Луки, Изборск и другие захваченные города и окончить Ливонскую войну (1558—1583 гг.) в прежних границах.
В начале XVII века в период смуты (и после) часть территории Русского царства, в том числе и Псковщины, были оккупированы Швецией (см. Русско-шведская война (1614—1617) и Польшей. К 1615 году Шведы держали Гдов, Плюссы, Порхова. С 30 июля по 17 октября 1615 года Псков был осаждён войсками шведского короля Густава II Адольфа. Речь Посполитая по условиям Деулинского перемирия 1618 года получала Смоленщину, а также псковские города Себеж и Невель. Последние уже контролировались Польшей с 1579 года с перерывами и были окончательно возвращены России лишь по результатам Первого раздела Речи Посполитой в 1772 году.
Составить план по этому тексту
1901—1902 гг. французскими археологами в Сузах (столице древнего
Элама). Текст частично поврежден: часть лицевой стороны столба
была выскоблена. Очевидно, эламиты захватили столб с «Законами»
во время одного из своих набегов на Месопотамию и вывезли в свою
столицу, а эламский царь-победитель приказал стереть часть
текста, чтобы начертать на освободившемся месте победную надпись.
В верхней части лицевой стороны изображен сам Хаммурапи,
молящийся «судье богов», покровителю справедливости и солнечному
богу Шамашу, который вручает ему законы. Вся остальная часть
столба была с обеих сторон заполнена клинописным текстом,
состоящим из трех частей: введения, собственно законов и
заключения. Непрерывно записанный текст законов условно делится
исследователями на 282 первоначальные статьи, из которых 35 были
стерты, а 247 сохранились. Недостающие статьи частично
восстанавливаются по фрагментам копий «Законов», записанных на
глиняных табличках, которые были обнаружены в тех же Сузах и
других местах, особенно в знаменитой Ниневийской библиотеке
Ашшурбанипала.