Совокупность изменений в духовной жизни советского общества межвоенного периода получила название культурной революции. Среди её целей: перевоспитание масс в духе марксизма-ленинизма и создание особой пролетарской культуры (пролеткульта); советизация массового сознания и разрыв с традициями дореволюционного культурного наследия. Массовость новой культуры достигалась благодаря ориентации на малообразованные слои общества. Строились библиотеки, дворцы культуры, дома творчества, кинотеатры, концертные залы, стадионы. Советская молодёжь привлекалась к членству в ОСОАВИАХИМЕ.
С начала 1930-х гг. приобрела популярность программа физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях — «Готов к труду и обороне» (ГТО). Она заняла важное место в созданной советским государством единой системе патриотического воспитания подрастающего поколения.
Вместе с тем, после прихода большевиков к власти, многие представители российской интеллигенции не приняли революцию и эмигрировали (И. Бунин, С. Рахманинов, К. Бальмонт и др.). Широкую известность получил так называемый «Философский пароход» (1922), подразумевавший насильственную высылку неугодных новой власти деятелей культуры. Некоторые из них, как Н. Гумилёв, были расстреляны. В то же время среди тех, кто позитивно отнёсся к изменениям в стране, были В. Маяковский, А. Блок, К. Малевич, К. Станиславский и др.
Владимир Маяковский (1893-1930) — русский и советский поэт. Один из наиболее значимых поэтов XX в. Стоял у истоков русского футуризма. Будучи творчески одарённой личностью, также занимался драматургией, живописью, писал киносценарии, выступал в роли кинорежиссёра и киноактёра. Редактировал журнал «ЛЕФ» («Левый фронт искусств»). Успешно работал в жанре агитпропа.
Введение нэпа, снятие многих радикальных лозунгов времён революции и военного коммунизма временному ослаблению идеологического контроля над интеллигенцией. Некоторые эмигранты вернулись на Родину (А. Толстой, А. Куприн, М. Цветаева и др.). Символом этого периода стало так называемое сменовеховство. Сменовеховцы считали возможным признание большевистской власти и сотрудничество с ней.
Советская власть, пропагандируя атеистические взгляды, вступила в открытый конфликт с Русской православной церковью (РПЦ), который привёл к репрессиям против церковных деятелей (с 1925 г. запрет на выборы патриарха), закрытию и разрушению сооружений культа, экспроприации церковного имущества. Одновременно большевики поощряли обновленчество, которое с 1922 по 1926 г. было единственным официально признаваемым ими православным церковным движением.
В 1930-е гг. контроль партийных органов над культурой был восстановлен в полном объёме. Культура и искусство стали лишь одним из ретрансляторов марксистской идеологии. Всё, что выходило за её рамки, жёстко преследовалось.
Сергей Эйзенштейн (1898-1948) — советский театральный деятель и кинорежиссёр. Один из крупнейших представителей социалистического реализма в советском кинематографе. Такие его ленты, как «Стачка», «Броненосец "Потёмкин”», «Октябрь», стали признанной классикой этого жанра. Огромной популярностью пользовались киноленты, отснятые им на историческую тематику: «Александр Невский» и «Иван Грозный».
Для развития гуманитарных наук определяющим стало появление «Краткого курса истории ВКП(б)» И. Сталина (1938). Как лженауки были заклеймены психология, генетика, социология.
Успехи советской науки 1930-х гг. связаны с именами физиков А. Иоффе, И. Курчатова и П. Капицы, химиков С. Лебедева и А. Баха, биолога Н. Вавилова, математика, географа и исследователя Севера О. Шмидта, авиаконструктора А. Туполева, конструкторов-оружейников Н. Поликарпова и Ф. Токарева. Общесоюзную известность приобрёл легендарный лётчик-испытатель Валерий Чкалов, совершивший первый бе перелёт через Северный полюс из Москвы в США (1937).
Михаил Булгаков (1891-1940) — русский и советский писатель и драматург. Его авторству принадлежат множество повестей и рассказов, фельетоны, пьесы, киносценарии и др. Шедеврами не только русской, но и мировой литературы стали такие его произведения, как «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Белая гвардия» и др.
В искусстве преобладал социалистический реализм, который преследовал цель прославления успехов социалистического строительства, несомненных преимуществ советского общественного строя. Представители других направлений были вытеснены на обочину культурной жизни и репрессированы (поэт О. Мандельштам, театральный режиссёр, работавший в жанре гротеска, В. Мейерхольд и др.).
Будди́зм — релігійно-філософське вчення (дхарма) про духовне пробудження (бодгі), яке виникло близько VI століття до н. е. в Стародавній Індії. Засновником вчення вважається Сіддхартха Гаутама, який надалі отримав ім'я Будда Шак'ямуні. Оригінальна назва вчення — дгарма (закон, вчення) або будда-дгарма (вчення Будди). Слово «буддизм» створене європейцями у XIX столітті.
Конфуціа́нство — китайська етично-філософська школа, основа китайського життя, принцип організації суспільства, засновником якої був китайський філософ Кунфу-цзи, відомий на Заході як Конфуцій, який жив у 551—479 роках до н.
Объяснение:
1. Причины нереализованности:
1) Сжатые временные сроки;
2) Психологическая неготовность крестьян покидать общину из-за страха обнищать;
2) Сопротивление правых и левых полит.сил;
3)Сложные отношения императора и Столыпина;
4) 1911 - убийство реформатора Столыпина в Киеве.
Результаты:
- рост рабочей силы из-за выхода крестьян из общины;
- улучшение культуры землепользования, освоение новых территорий и посевных площадей, рост с/х производства, повышение товарности;
- развитие предпринимательства сельской буржуазии, появление крестьян-собственников и формирование категории зажиточных крестьян ---> рост соц. напряженности в деревне из-за расслоения крестьянства и роста разногласий между богатыми и нищими крестьянами
- не удалось окончательно разрушить крест. общину (лишь 21% осмелился выйти из общины);
- не удалось создать широкий слой крестьян-фермеров (лишь 10% отошли на хутора и отруба)
2. Выходя из общины, крестьянин получал землю в личное пользование.
Они получали право продажи и залога надельных земель (можно продать свою землю общине, заложить в банке).
Это могло уравнять крестьян с другими сословиями, тк теперь они тоже имеют частную собственность.
Это решало вопрос наделения землей. Пусть порой на совсем не обжитых территориях, но всё же больше, чем можно получить в перспективе в общине или с выкупа земли у помещика.