Индустриальная модернизация в Российской империи начала XX века наконец началась, в стране строились заводы, железные дороги, росли города. Тем не менее, социальная модернизация практически отсутствовала. В стране не было своего развитого промышленного капитала, большая часть новых заводов строилась иностранными компаниями. Права растущего рабочего класса никак не защищались, в ходу был 12-часовой и более рабочий день, практически отсутствовала социальная сфера. Это привело к тому, что рабочий класс в стране был ущемлен в правах, и в его среде распространялись радикальные идеологии, такие, как коммунистическая. На селе также отсутствовала социальная модернизация; несмотря на отмену крепостного права, сохранялось помещичье землевладение как атавизм феодального строя, эксплуатация крестьян принимала уродливые формы. Среди крестьян, так же чувствовавших ущемление своих прав, как и рабочие, распространялись радикальные социалистические идеологии - в их случае это была идеология эсеров, крестьянский революционный социализм.
Таким образом, недостаток социальной модернизации вел к ухудшению положения низших классов общества, и их радикализации, что повышало угрозу революции. В конце концов так и случилось - произошла сначала Февральская революция, а затем Октябрьская.
Поскольку в течение XVII в. наметилось отставание России по уровню развития промышленности от Западной Европы, то несколько дворян и чиновников (Иван Посошков, Даниил Воронов, Фёдор Салтыков, барон Люберас) около 1710 г. представили Петру I свои предложения и проекты по развитию промышленности. В эти же годы Петр I начал проведение политики, которые некоторые историки называют меркантилизмом. Меры Петра I по развитию промышленности включали повышение импортных пошлин, которые в 1723 г. достигли 50-75 % на изделия конкурирующего импорта[7]. Но их основное содержание состояло в использовании командно-административных и принудительных методов. Среди них — широкое применение труда приписных крестьян (крепостных крестьян, «приписанных» к заводу и обязанных там работать) и труда заключенных, уничтожение ремесленных производств в стране (кожевенных, текстильных, мелких металлургических предприятий и т. д.), конкурировавших с петровскими мануфактурами, а также строительство новых заводов в приказном порядке. В качестве примера можно привести указ Петра I Сенату в январе 1712 г. о том, чтобы насильно заставлять торговых людей строить суконные и прочие заводы, если сами не захотят.
Другим примером являются запретительные указы, приведшие к уничтожению мелкого ткачества в Псковской, Архангельской и других областях.
Наиболее крупные мануфактуры строились за счет казны, и работали в основном на заказы от государства. Некоторые заводы передавались от государства в частные руки (как начинали своё дело, например, Демидовы на Урале), и их развитие обеспечивалось «приписыванием» крепостных и предоставлением субсидий и кредитов.
Объяснение:
Само слово цивилизация имеет очень много определений. Поэтому, для точности понятия мы сразу охарактеризуем его рядом признаков: Цивилизация - это социокультурное единство людей, в котором:
1) создается производящее хозяйства, рационально организованная экономика, приносящая значительную прибыль – урожай (вместо присваивающего и, следовательно, бесприбыльного первобытного хозяйства)
2) создается институт частной собственности и владения имуществом, включая и землю, а, следовательно, появляется возможность концентрации богатств в руках одних и потери его другими. Это приводит к социальному расслоению прежде единой первобытной общины, появлению групп богатых и бедных;
3) появляется особый орган, регулирующий социальные отношения и конфликты, а именно, институт государства и права, в то время как в первобытных общинах отношения регулировались или по обычаям далеких предков, или произвольными решениями племенных старейшин;
4) появляются города как хозяйственный, административный, военный и культурно-религиозный центр области или региона, как место концентрации материальных и интеллектуальных ресурсов региона, ума, энергии и предприимчивости его жителей. Город становится мощным организатором прогресса общества;
5) появляется возможность монументального строительства, создание поражающих воображение сооружений: пирамид и храмов Египта, месопотамских зиккуратов, царских дворцов. Эти постройки стали яркой демонстрацией огромных возможностей рождающейся цивилизации, маневрирования ее запасами и трудовыми ресурсами.