я – римский легионер и горжусь собой. нет в мире такой непобедимой и сокрушительной армии, как легионы рима. воистину, боги были благосклонны ко мне, и я родился на варваром, а свободным гражданином величайшей в мире империи. и к тому же – воином!
большую часть жизни я провожу в походах. случается, что не вижу жену и детей по году-два. но такую жизнь выбирал я сам, меня никто не заставлял. я – наемник, как и все легионеры. вот и в этот раз я отлучился почти на полтора года. сегодня мы возвращаемся из победной парфянской экспедиции в сирию. нас ведет генерал марк красс.
я простой легионер из римских плебеев, потому пехотинец и не имею коня. конь по карману лишь аристократам. но снаряжение и мое стоит немало: я покупал его сам, как и все наши солдаты. у меня имеются доспехи, короткий меч гладиус, пиллум и бронзовый шлем. и, конечно же, щит.
сегодня у нас был бой с немногочисленным отрядом парфян: они разбежались и были разбиты наголову. но я в нем почти не участвовал. дело в том, что я триарий – ветеран, старший воин. а по правилам легиона мы стоим лишь в последнем ряду войска. вперед идут самые молодые, а их прикрывают зрелые мужчины. их же прикрываем мы.
сейчас вечер и наши рабы, которые есть в любом легионе, разносят воинам пищу и вино. вино сегодня можно пить, потому что генерал не опасается в этой местности нападения противника.
как простой легионер, я буду спать эту ночь под открытым небом, укрывшись плащом. лишь женщины и командиры, а еще всякие штабные «крысы» живут в палатках.
увы, правление его было несчастливым. процитируем т. султанова: "оглядываясь на прошлое, на правление хана тахира, нельзя не обратить внимание на то, что он не сумел найти общий язык со степной знатью и своим народом: по свидетельству мирзы хайдара дулати, казахские султаны и бии неоднократно покидали своего верховного предводителя, и в ряде случаев кыргызы оставались более верными подданными тахира, чем сами казахи. что бы тахир-хан ни делал, все делалось с трудом, и все его начинания кончались неудачами. он не обладал ни дипломатическими, ни военными талантами, о чем свидетельствуют его неоднократные военные поражения и дипломатические неудачи".
обратимся к конкретным примерам. в начале своего правления тахир рассорился с мангытами и был вынужден во главе 200 тыс. подданных откочевать в моголистан. зимой 1525-26 гг. в районе туркестана он был разбит войсками правителя ташкента.
к середине 1526 года дела тахир-хана пошли совсем плохо. вот как описывает ситуацию хайдар дулати: "просвещенные сердца султанов отвратились от него; у него был брат абу-л-касим-султан. народ считал, что жестокости тахир-хана исходят от него. сразу же рукой победоносной умертвили его. и затем весь этот народ разом отделился и покинул его".
но, как это ни парадоксально, именно в 1526 году произошло важнейшее для судеб казахов событие: под их власть перешло все семиречье, без которого сейчас просто невозможно представить себе казахстан. брошенный же своими подданными хан был вынужден уйти к кыргызам. к середине 1529 года часть казахов (до 20 тыс. – в десять раз меньше, чем в начале правления) вернулась к тахиру. по сообщениям тогдашних , с ними он "бросался из стороны в сторону".