I. Положенне рабочих. Документ 1. Из донесения начальника московского губернского жандармского управления по Богородскому уезду Щепотьева в Ш отделение о положении рабочих в уезде 15 января 1869 г. «Большая часть фабрикантов хотя и считается купцами по вносимым капиталам, но их правильней можно назвать разбогатевшими мужиками, они не только люди неразвитые, но даже есть между ними и такие, которые едва умеют читать и писать. Можно еще добавить о купцах-фабрикантах, что они уже слишком заняты своими интересами и приращением капиталов, даже в ущерб бедному работающему у них на фабрике народу. Редкий есть фабрикант, о котором можно было бы сказать, что он честно расплачивается со своими работниками. Везде почти слышится глухой подавленный ропот работников на своих хозяев. Кажется, работник и много получает на фабрике жалованья, так, например, на некоторых фабриках работник в сложности получает до 20 рублей в месяц, цифра для крестьянина очень хорошая, но вот вопрос, что он приносит себе в дом? Один долг, и вечно работник у хозяина в долу, ему нет почти возможности выйти из долга все получаемое работником хорошее жалованье остается у хозяина за провизию, которую его непременно обязывают брать на фабрике, и потом за штрафы, которые взыскиваются с работника за малейшую безделицу, а часть оставшаяся идет в кабак, и выходит в итоге, что крестьянин, отправившийся на зиму на заработки с целью прибавить у себя летом хозяйство для полевых работ, не только его не поправляет, а год от году все больше и больше его расстраивает, в чем сознаются и сами крестьяне, но поправить это не находят средств. 1.1. Определите социальное происхождение рабочих и фабрикантов. Чем было вызвано недовольство рабочих?
Раскрыл тайну египетских иероглифов французский ученый Шампольон. В его распоряжении оказалась каменная плита с выбитыми письменами. Шампольон установил, что нижняя часть текста была выполнена на древне -греческом языке, о котором ученый имел представление. Над греческим текстом имелись значки в виде крючков, черточек, еще выше располагались изображение фигур животных и людей. Шампольон предположил, что египтяне употребляли знаки, несущую смысловую нагрузку одновременно с буквами. Буквы он узнавал в именах собственных, которые уже знал по греческому тексту.
Христианизация колоссальной Римской империи в IV веке превратила ее во всемирный оплот христианства. Собственно, почти весь христианский мир вмещался в пределы государства, включившего в себя все страны Средиземноморского бассейна и далеко вышедшего за его пределы, владевшего и Черноморьем, и Британией. Будучи фактически столь великой, империя и до и после победы христианства теоретически притязала быть всемирной. Об этой давней доктрине нам напоминает богослужение. Слова Литургии святителя Иоанна Златоустого: еще приносим Ти словесную сию службу о вселенней – имеют в виду предмет молитвы не космический и не географический, а именно политический – “вселенная” было одно из официальных именований империи. Начало христианизации совпало с основанием новой столицы на Босфоре.Святой равноапостольный Константин Великий на месте древнего города Визaнтия построил Новый, или Второй Рим – Константинополь, который славяне назвали впоследствии Царьградом. В 330 году город был торжественно освящен, и в греческих Минеях есть служба 11 мая – в воспоминание дня рождения, или обновления, Константинограда. Уже после гибели Града Константина в 1453 году на Западе стали называть державу, имевшую этот Град столицей, Византией, по старинному имени Града. Сами “византийцы” себя так никогда не называли: они называли себя римлянами (так до сих пор зовутся кавказские греки) и державу свою – Римской. В посмертном переименовании ее – вдвойне уничижительный смысл. Запад отказывал ей в римском имени и наследии, поскольку хотел узурпировать то и другое в империи Карла Великого, а позднее – в “Священной Римской Империи германской нации”. И в то же время Запад, в истории которого Средние века были темным временем варварства, отказывал и “Византии” в самостоятельном культурном значении: для него она была всего лишь посредницей передачи на Запад античного наследия. На самом же деле “Византия” (Запад только к концу ХIХ века начал это понимать) создала величайшую культуру, которая росла на античной почве (Церковь, в отличие от сект и ересей, никогда не отвергала античность огульно), впитала и некоторые восточные влияния, одухотворилась верой Христовой и принесла дивные плоды духовные – богословие, богослужение, искусство. Богодухновенное созидание христианского государства, христианского общества, христианской культуры шло наперекор стихиям мира сего, всем человеческим немощам и грехам и в суровом противостоянии внешним разрушительным силам.