Японское экономическое чудо — исторический феномен рекордного роста японской экономики, начавшийся с середины 1950-х и продолжавшийся до нефтяного кризиса 1973 года. Рост экономики в период экономического чуда составлял почти 10 % ежегодно, это были самые высокие темпы роста среди развитых стран того времени. Среди причин «чуда» — низкие налоги и интенсивное освоение японской наукой новых технологий, информация о которых до Второй мировой войны в Японию почти не поступала из-за изоляционной политики властей.
Стремительные темпы роста в кратчайшие сроки позволили Японии не только полностью восстановиться после поражения в войне, но и выйти на второе место по экономической мощи (номиналу), последовательно обойдя Францию, Италию, Канаду, Великобританию, ФРГ, СССР и уступая лишь США[1][2]. Второй экономикой мира Япония числилась более 40 лет: с 1968 года, уступив Китаю лишь в 2010 году[3].
Отличительными чертами японской экономики в период «экономического чуда» были:
объединение производителей, поставщиков ресурсов, сбытчиков продукции и банков в тесно связанные группы, называемые кэйрэцу;
взаимовыгодные отношения предпринимателей с правительством;
гарантия пожизненной занятости в больших корпорациях;
активное профсоюзное движение.
Д-р экон. наук Андрей Белоусов относит прекращение «чуда» к 1985 году, когда Япония подписала знаменитые Плаза-соглашения (по имени отеля, в котором они подписаны), в результате которых иена ревальвировалась (выросла) в 1,5 раза, а темп экономического роста в Японии упал с 8 % до 2 %[4].
Положение народов, проживавших во второй половине XVIII в. в многонациональной Российской империи, было одинаковым. Вновь присоединенные территории вначале сохраняли свои органы власти, позднее вводились такие же органы власти, как и во всей России, но традиции, религия, язык, обычаи сохранялись. Сохранялись привилегии дворян, крестьяне попадали в крепостную зависимость от них.
Национальная политика российских самодержцев характеризовалась осторожным и терпимым отношением к обычаям и традициям различных народов, она упрочению государственного единства России. Вводя повсеместное управление губернаторов и наместников, власти старались не вмешиваться в уклад жизни местного населения.
Могущество империи создавалось не за счет эксплуатации колоний (как у других европейских государств), а за счет мобилизации средств и ресурсов на основной территории страны.