"Хождение в народ" - это название одного из этапов становления капиталистического государства. Это движение было организовано студентами и революционерами с целью привлечения народа к революционной деятельности.
Начавшись в 1861 году, оно достигло наибольшей активности в 1874 году. Смысл деятельности движения заключался в распространении революционной пропаганды среди деревенского и сельского населения. На практике это выглядело следующим образом: студенты, конспирируясь под видом торговцев, посещала различные поселения, и проводили собрания местных жителей. На этих собраниях поднималась тема справедливости власти, внушалось недоверие к правителям и администрации, предлагалось бойкотировать уплату налогов.
Изначально одним из инструментов привлечения внимания был атеизм. Это было необходимо для искоренения мнения о связи царя с богом. Однако народ был настолько религиозен, что подобные идеи довольно быстро вызвали обратный эффект. В итоге заговорщики стали использовать религиозные сравнения для большей убедительности. В сознании некоторых крестьян данное движение вызвало интерес, однако большинство относилось к новым идеям с недоверием. В итоге из-за плохой конспирации и устойчивого мнения народа "Хождение в народ" было обречено на провал.
Объединительную политику продолжил сын Ивана III - Василий III. В 1503 г., уничтожив псковскую феодальную республику, он присоединил Псков. В 1514 г. отбил у Литвы Смоленск. В 1517-1523 гг. Василий III взял Чернигов и княжество Рязанское.
Москва имела крайне выгодное географическое положение. Прежде всего, город располагался на реке, что давало возможность существенно расширить экономику (помимо торговли горожане активно занимались рыболовством). Также река стала очень удобным путем переправления торговых грузов из Рязани в Новгород, которые неизменно проходили через Москву и давали возможность взымать пошлины. По реке перевозились мед, хлеб, воск и многое другое.
Процесс образования единого государства заключался в значительных внутренних социально-экономических и политических изменениях. Это выразилось в образовании режима сословно-представительной монархии, при котором самодержавие поддерживают различные сословия, прежде всего дворянство, горожане и верхушка столичного боярства, заинтересованные в создании государства и наличии в нем сильной центральной власти.