Реформы органов управления.Преобразования, начатые при Фёдоре Алексеевиче, оказались в тесной связи с внешней политикой. Война с Турцией потребовала мобилизации всех сил. В 1680 г. на основе Боярской думы была создана Расправная палата — орган власти быстро принимать исполнительные решения. Одновременно начался процесс укрупнения приказов.
Особое внимание было уделено местному управлению. Городовое воеводское управление получало повсеместное распространение. Органы местного самоуправления в лице губных и земских старост были упразднены. Абсолютизм показал своё нежелание сотрудничать с сословно-представительными органами не только в центре, но и на местах.
Воеводы в мирное время сосредоточили в своих руках большой объём административной и судебной власти. Это позволяло служилым людям решать многие дела без обременительной и затратной поездки в Москву. По сути это была реформа местного управления, предвосхитившая будущее деление России на губернии.
Основные работники вельможного хозяйства скорее всего не имели ни собственной земли, ни орудий труда и, естественно, не могли распоряжаться собранным урожаем или изготовленными изделиями. Как показывают изображения, они получали свое довольствие (продукты питания, одежду и ремесленные изделия) из общего склада. Иначе говоря, крупное поместье было натуральным, замкнутым в себе производством, мало связанным с рыночным обменом. Правда, в ряде сцен изображены рынки, на которых идет бойкая торговля зерном, овощами, рыбой, обувью, одеждой, однако, вероятно, эти мелкие рынки функционировали в пределах тех же вельможных имений, а торговали лиьпь редкими излишками потребляемой продукции.
Основные работники вельможных хозяйств не имели своей земли, орудий труда, работали под наблюдением надсмотрщиков и не распоряжались произведенной продукцией, тем не менее вряд ли они были рабами, так как имели свою семью, некоторое личное имущество. В письменных текстах их называют «мерет» или «хемуу» , в то время как собственно рабов обозначали термином «бак» .
По документам, найденным в архиве храма фараона Нефериркара (V династия) и касающимся инвентаризации имущества, штатного расписания, выдач продуктов и вещей, можно сделать вывод, что организация царского и храмового хозяйства была такой же, как в вельможных имениях, хотя, возможно, роль рабского труда в них была выше (ведь большая часть пленников оседала в царских и храмовых хозяйствах) . Хозяйства вельмож и храмов облагались налогами, а их работники отрабатывали многочисленные повинности (строительство пирамид, дорог, перевозка тяжестей, погрузка судов и др. ) в пользу центральной власти. За особые заслуги фараоны могли освобождать отдельных вельмож и храмы от налогов и повинностей, даруя им так называемые иммунитетные грамоты.