Соотнесите понятия и пояснения к ним 1. Арианство
А) средневековая общеевропейская единица измерения площади почвы, преимущественно в полеводстве, для измерения земельных наделов
2. Партачи
Б) продуктовый оброк
3. Братства
В) автономная православная церковная единица, которая подчиняется не местным иерархам, а непосредственно патриарху и пользуется специальными правами.
4. Ставропигия
Г) религиозные и культурно-просветительские общества, создаваемые православными горожанами при церковных приходах (приходах) Украины в XV-XVII вв.
5. дякло.
Д) протестантский направление, сторонники которого признавали только Бога Отца, отрицая этим христианское учение о Святой Троице.
6. Морг
Е) позацехови ремесленники, не имевшие возможности вступить в цеха.
Ж сельскохозяйственные работы, связанные с жатвой, косовицей, вспахиванием земли.
Співвіднесіть поняття і пояснення до них
1. Аріанство
А) середньовічна загальноєвропейська одиниця вимірювання площі ґрунту, переважно у рільництві, для вимірювання земельних наділів
2. Партачі
Б) продуктовий оброк
3. Братства
В) автономна православна церковна одиниця, яка підпорядковується не місцевим ієрархам, а безпосередньо патріарху й користується спеціальними правами.
4. Ставропігі́я
Г) релігійні та культурно-просвітницькі товариства, створювані православними міщанами при церковних парафіях (приходах) України в XV—XVII ст.
5. Дякло.
Д) протестантський напрямок, прихильники якого визнавали лише Бога Отця, заперечуючи цим християнське вчення про Святу Трійцю.
6. Морг
Е) позацехові ремісники, які не мали можливості вступити до цехів.
Ж) строкові сільськогосподарські роботи, пов’язані зі жнивами, косовицею, переорюванням землі.
В первые столетия Средневековья немногие выезжали за пределы своей сельской
округи. Связи между селениями были редкими. Дальнее путешествие было опасным
и трудным делом. Из-за плохих дорог передвигались медленно. Даже о
пограничных странах до народа доходили лишь отрывочные сведения. Но правители и
дипломаты, воины, купцы и миссионеры ездили по всей Западной Европе и оставили
для нас много интересных сведений о том времени. Однако европейцы долго почти не
знали, что делается за пределами Европы, и сочиняли небылицы о далеких
странах.
Учение древнегреческого философа Пифагора и его последователей о том, что
Земля - шар, не было полностью забыто. Средневековые ученые представляли,
что Земля круглая, неподвижная и находится в центре
Вселенной. Но некоторые из них оспаривали шарообразность Земли, утверждая,
что люди, живущие на противоположной стороне земного шара, должны были бы ходить
«вниз головой» , а деревья расти «вверх корнями» . Они представляли
себе Землю в виде диска, покрытого небом, как колпаком, а по небу
совершают свой путь Солнце, Луна и пять известных тогда планет.
Центром, или «пупом» , Земли считали город Иерусалим, в котором
находится Гроб Иисуса Христа.
Восток на средневековых картах чаще всего помещали наверху. На
Востоке располагается гора, на ней находится земной рай. Из рая
вытекают реки: Тигр, Евфрат, Ганг и Нил. Средневековые путешественники
рассказывали, что в том месте, где река Нил проникает в Египет, местные жители
имеют обыкновение расставлять по вечерам сети, а поутру находят в них
драгоценные предметы - пряности: имбирь, ревень, алоэ и корицу.
Индийский океан в Средние века считался замкнутым. Воображение
людей населяло побережье и острова океана сказочными людьми и животными.
Путешественники описывали свои встречи с людьми, наделенными тремя ногами
или тремя глазами, с хвостом, как у собаки, с единорогами
(возможно, на самом деле это были носороги) .
Время и смену сезонов определяли по природным признакам:
восходу и закату Солнца,
крику петуха, фазам Луны,
цветению и плодоношению деревьев и других растений,
по характеру ветра и осадков.
Представление о времени.
К историческому времени средневековые люди относились своеобразно. Хронисты
были равнодушны к точным цифрам. Они использовали неопределенные выражения: «в
это время» , «тем временем» , «вскоре после этого» . И феодалы, и крестьяне часто
путали настоящее и будущее. Например, люди X века могли
считать, что мучители Христа еще живы и их можно наказать. Даты семейной
жизни, события в деревне или стране отсчитывали от церковных праздников и
таких памятных событий, как смена государя, большая битва, голод или
эпидемия.
В раннее Средневековье иногда использовали устройства для измерения
времени, созданные в Древней Греции и Древнем Риме. Одни из них были связаны
с капризами природы - таковы были солнечные часы. Они определяли время по
тени, которую отбрасывала вертикально вбитая в землю палка. Другие устройства
определять только отдельные отрезки времени - это водяные и
песочные часы. Ночь разделялась на «три свечи» . Короткие промежутки
измерялись временем, которое необходимо для прочтения молитвы «Отче наш» и т. п.
Эти «инструменты» были очень неточны.
Не было единой системы отсчета времени. В одних странах год
начинался с праздника Пасхи, в других - с Рождества Христова.
Средневековый час составлял примерно три современных часа.
По-своему люди объясняли в Средние века смену времен года. Считалось, что
лето гонит прочь зиму, лишенную ярких красок, пения птиц и радостей на
вольном воздухе. К зиме обращались резко: «Убирайся прочь, зима, беги, ты
творишь зло! » Самым важным месяцем лета считался май - месяц обновления.