Манголо-татарское нашествие нанесло серьезный урон русской культуре.
Однако тут можно найти положительную черту : рождалась новая культура.Некий синтез русской и монгольской культур.
Многие события,связанные с игом,нашли отклик в литературе.
Например такое событие,как батыево нашествие стало основной темой в литературе.
Один из первых откликов - "Повесть о разорении Рязани Батыем"
Отклик после мамаева побоища - "Задонщина"
Роль церкви в духовной жизни русского народа была велика чрезвычайно.Видным деятелем был Сергий Радонежский,давший благословение на куликовскую битву войнам Александра Невского.
Появились такие термины,как "стригольники" "жидовствующие".
Существовало два течения : нестяжатели и иосифляне.
Лидером нестяжателей был Нил Сорский.Он вступал за избавление от богатых убранств церкви,так как считал,что главное - это духовные ценности и вера.
Иосефляне выступали за богатое убранство и роскошь.
Своего расцвета достигает живопись,иконопись.Самые ключевые деятели : феофан грек,андрей рублев,Дионисий.
Научная картина мира Нового времени была намного более логичной и развитой, чем средневековая. Средневековый человек знал только десять наук: грамматику, логику, риторику, арифметику, геометрию, музыку, астрономию, медицину, право и теологию. Теология считалась самой главной из наук, она определяла всю картину мира, сотворенного Богом. Естественных наук в этом списке не было; они появились позднее, как заимствованные с Востока (названия таких наук, как алхимия и алгебра - арабские, что свидетельствует об их заимствованном характере), и изучались под общим названием "натурфилософии" как разновидность богословия, так как считалось, что мир и его законы созданы Богом.
В Новое время главной из наук стало естествознание (натурфилософия), которое разделилось на множество естественных наук: физику, химию, биологию и другие. Картина мира была построена уже не вокруг Бога, а вокруг природы и человека. Поэтому среди людей нового времени очень распространился так называемый деизм - религия без религии, в которой признавалось существование Бога, но считалось, что после сотворения мира Бог больше не участвует в его жизни. Появились и первые атеисты, совершенно отрицавшие существование Бога; атеистические взгляды приняли самые смелые и радикальные философы Нового времени.