Древнерусская литература появляется с возникновением государства, письменности и основывается на книжной христианской культуре и высокоразвитых формах устного поэтического творчества. Наибольшую роль играет в ее формировании народный эпос1: исторические предания, героические сказания, песни о воинских походах. Княжеские дружины в Древней Руси совершали многочисленные воинские походы, имели своих певцов, которые слагали и пели песни-славы в честь победителей, величали князя и воинов его дружины. Фольклор для древней литературы был основным источником, который давал образы, сюжеты, через фольклор проникали в нее художественные поэтические средства народной поэзии, а также народное понимание окружающего мира.Фольклорные жанры входили в состав литературы во все периоды ее развития. Письменность обращалась к таким жанрам народного творчества, как предания, пословицы, славы и плачи. И в письменности, и в фольклоре, особенно в летописании, использовались старые традиционные образные выражения, символы, иносказания. Многие предания в летописи по своим мотивам близки к былинным, в них используются, как и в народном эпосе, поэтические образы врагов-великанов, страшных чудовищ, в поединок с которыми вступают герои, образы мудрых женщин. Даже в исторических жанрах призывы, прославления, плачи близки к народной поэзии. Характерна для литературно-фольклорных связей и близость к героическому эпосу. Образ Бояна, пение славы князьям, песенность и ритмичность строя, использование повторов, гипербол, родство образов героев с былинными богатырями, широкое использование народно-поэтической символики (представление о битве как о посеве, молотьбе, о свадебном пире) характерно для древнерусской литературы. К символическим образам близки сравнения героев с кукушкой, горностаем, Буй-Туром. Природа в древней литературе, как и в народной поэзии, печалится, радуется героям. Характерен мотив превращения героев, как в сказках, в животных и птиц. Используются одинаковые выразительно-изобразительные средства: параллелизмы2 («солнце светит на небесах — Игорь князь в русской земле»), тавтология3 («трубы трубят», «мосты мостить»), постоянные эпитеты («борзый конь», «черная земля», «зелена трава»). Иносказательна речь героев, символичны картины видений. Наличие художественных средств в отдельных произведениях говорит об их близости к народно-поэтической системе. Связь с фольклором ощутима почти в каждом произведении древней литературы, где-то они более заметны, где-то менее. Некоторые жанры близки к песенным лирическим жанрам народной поэзии — это славы и плачи, в них народный язык, народные образы и интонация («о, светло светлая и красно украшенная»).
БОХАЙЦЫ ПОСЛЕ РАЗГРОМА БОХАЯ Разгромленные бохайцы не смирились со своим поражением. В разных местах бывшего королевства вспыхивает одно восстание за другим. На покорённых землях кидани в 926 г. создали государство Дундань, во главе которого стал старший сын киданьского императора - Туюй. В состав Дунданя вошли лишь некоторые земли Бохая. Туюй правил новым государством не продолжительное время, а в 930 г. перебрался в Ляо, стремясь не допустить своего брата на отцовский трон. Территория Приморья в состав Дунданя не входила, но подчинялась Ляо. Для разобщения бохайцев. Кидани стали переселять их с покорённых земель в другие части империи. Известно, что ляоский округ Канчжоу был учреждён императором Ши-цзуном (947-951 гг. ) из бохайцев, переселенных из области Шуайбинь. Бохайцы всячески стремились восстановить свою независимость. Уже в 929 г. представители королевского рода Да провозгласили государство Поздний Бохай. В 938 году знатный бохайский род Ле на территории нынешней Северной Кореи провозглашает государство Динъань. Динъаню не суждено было существовать долго независимым. Первый министр Позднего Бохая, носивший фамилию У, покорил это государство и стал, фактически, управлять двумя государствами. Он заново отстраивает бывшую Верхнюю столицу Бохая. Поздний Бохай на протяжении многих лет был в авангарде борьбы против киданей. В других местах бохайцы также старались восстановить свою независимость. В хрониках упоминается государство Северо-Западный Бохай. В последний раз бохайцы попытались восстановить свою государственность в 1116 г. , создав Великое государство Бохай, но оно просуществовало лишь несколько месяцев.