ответ. В Реконкисте в большей или меньшей степени участвовали все слои населения. Крестьяне приобретали земли и личную свободу. К тому же, в Средневековье в христианских государствах Пиренейского полуострова дворянство мог получить каждый, кто мог купить себе коня и доспехи. Между крестьянами и феодалами не было пропасти, она была между рыцарями (идальго) и крупными феодалами (грандами). Разбогатев в ходе войны, некоторые крестьяне становились феодалами. Феодалы захватывали богатую добычу и получали новые земли. Гранды из-за этого со временем стали влиятельнее королей. Города добивались новых привилегий. К томе же надо помнить, что выборными руководителями иберийский городов тоже были феодал (или горожане, ставшие феодалами благодаря богатству, или исконные феодалы, поселившиеся в городах – между ними никто не видел разницы). Все слои так в определённой степени добились своих целей. Другим результатом стало создание на Иберийском полуострове королевств Португалия и Испания.
1. Мир романских соборов. XI—XIII века стали временем расцвета средневекового искусства. Возводили замки и дворцы, мосты и ратуши. Однако ведущая роль принадлежала церковной архитектуре, и это не случайно. Именно тогда, во времена клюнийского движения и борьбы с императорами, церковь достигла вершины могущества. Она располагала огромными богатствами, значительную часть которых тратила на строительство и украшение храмов. В это время возросло значение монастырей и их объединений; самым заметным и з них было клюнийское. Клюнийцы стремились, чтобы в их храмах перед верующими представал образ могущественной обновлённой церкви. Большие храмы нужны были не только для того, чтобы воплощать всемогущество Бога и его церкви. В XI— XIII веках религиозные чувства человека Средневековья переживали расцвет. Невиданное развитие получило паломничество. Прежние церкви городов и аббатств, стоявшие на наиболее оживлённых путях паломников, уже не могли вместить возросшее число молящихся. Стиль, господствов в Европе в XI—XII веках, а в некоторых странах сохранившийся и в XIII веке, называют романским (от латинского слова «Рома»— Рим), поскольку архитекторы этого времени применяли некоторые древнеримские строительные приёмы. Это был первый общеевропейский стиль средневекового искусства, распространившийся по всей Европе.