Контрреформация в Западной Европе — церковное движение, возникшее после выдвижения идей Лютера, Кальвина, Цвингли и других реформаторов, имевшее своей целью восстановить престиж католической церкви и веры.
Реформация потрясла Западную церковь. Это был сильный удар по ее позициям. Церковь вела борьбу с Реформацией, одновременно пытаясь провести внутренние преобразования, необходимоссть которых была очевидна. «Система мер, направленная на пресечение и искоренение реформационных идей и движений: создание Высшего инквизиционного трибунала, введение строгой цензуры, вмешательство папства в государственные дела и привлечение монархов к борьбе с протестантизмом — известна в истории как Контрреформация. Кроме этих мер принимались и решения по изменению организации церкви.
Подробнее - на -
В "Повести временных лет" рассказывается, что апостол Андрей Первозванный, проходя с проповедью Евангелия Фракию, Скифию и Сарматию, доходил до Днепровских гор, где позднее возник Киев. Мы не можем с достоверностью судить об этой информации, так как других документов, подтверждающих этот факт, нет. Однако совершенно очевидно, что славяне познакомились с христианством уже в первые века нашей эры, так как они неоднократно посещали Византию с целью торговли, службы в императорских войсках, кроме того, время от времени они совершали набеги на пограничные районы империи. В это время крещение славян не было массовым.
Раньше других подверглись христианизации территории, находившиеся по соседству с Византией. Прежде всего это относится к городам Средиземноморья. Миссионерской деятельностью в этом районе занимался апостол Павел. К IV веку Македония была почти полностью крещена, однако нашествие славянских племен возродило на этой территории язычество; исключение составили лишь города, находившиеся под властью Византии. Крещение славян, компактно селившихся на территории Иллирика (центр – Сирмиум, позднее – Срем, Сербия), происходило в V-VI веках и осуществлялось как греческими (на востоке и юге), так и римскими священниками (на северо-западе).
Наиболее активное распространение христианства в славянских землях проходит на протяжении VII – XI веков. По сообщению Константина Багрянородного, первое массовое крещение сербов произошло при византийском императоре Ираклии (610-641 годы). В VII веке западная церковь приступила к проповеди Евангелия среди язычников Македонии, в VIII веку христианизация продолжалась Константинопольским патриархатом. Единобожие распространялось у славян с большим трудом, так как у них еще слишком развито было анимистическое восприятие мира, и к середине IX века были крещены только славяне южной части Македонии. Обращение в христианство северной Македонии произошло только после ее захвата болгарами.