1517 - Мартин Лютер обнародовал свои 95 тезисов
1525 - Начало Реформации в Финляндии.
Альберт Бранденбургский принял лютеранство и секуляризировал владения ордена. Преобразование Тевтонского ордена в герцогство Пруссия.
Великий магистр Тевтонского ордена Альбрехт Гогенцоллерн перешёл в протестантизм, сложил с себя полномочия великого магистра и объявил о секуляризации прусских земель — основной территории, принадлежавшей Тевтонскому ордену. Подобный шаг стал возможен с согласия польского короля и при посредничестве Мартина Лютера, автора этого плана. Новообразованное герцогство Пруссия стало первым протестантским государством в Европе, но продолжало оставаться в вассальной зависимости от католической Польши.
1555 - Из Женевы в Шотландию вернулся Джон Нокс и возглавил кальвинистов.
Аугсбургский религиозный мир (Германия). Принцип «чья страна — того и вера». Протестантизм введён в Северной Германии, Пруссии, Бранденбурге, Саксонии, Гессене, Брауншвейге, Пфальце и Вюртемберге.
Сильные стороны тайпинского восстания состояли, во-первых, в справедливости предъявляемых ими антиманчьжурских заявлений. Нация эта имела тогда привилегированное положение - их судили отдельными судами, они обладали особыми преимуществами в поступлении на государственную службу. Более того, в созданном тайпинами Небесном Государстве великого равноденствия, или Тайпин Тяньго, был запрещён опиум - неслыханная (и очень полезная) сторона для государства, поглощённого опиумной лихорадкой. Казалось бы, одно это значительно тайпинам бороться с ослабевшим от опиума государством.
Однако лидер восстания Хун Сю-цуань и его сподвижники допустили ряд ошибок. В первую очередь, они не закреплялись на завоёванных территориях, что позволило государственной армии легко восстанавливать на них власть. Главная ошибка, впрочем, была в ином.
По сути, тайпинское государство с развитием становилось всё более похоже на уменьшенную модель Китая. Неосознанное взятие китайской модели за образец и стало основной причиной неизбежного поражения тайпинов. Так, появилась бюрократия и даже те же экзамены на чиновников (идея равенства разбивалась об аргумент "люди равны перед Богом, а не на земле"). Сохранился и китаецентризм - "мандат неба" подменялся божественным происхождением Хун Сю-цуаня.