Жидовствующие - это собирательное название нескольких еретических течений, проповедовавших (под влиянием жидов, т.е. иудеев) строгое единобожие (могло сводиться к отрицанию Троицы) и "дорогой церкви". Сведения о учении Схарии и его последователей в Новгороде (они и есть жидовствующие) весьма отрывочны и их источником является исключительно обличительная литература их церковных оппонентов. Жидовствующие, по словам их противников, отрицали монашество и церковную иерархию, отвергали поклонение иконам, мощам и кресту. Строгие монотеисты, они не признавали божества Иисуса Христа, полагая его сыном человеческим, и пророком, подобным Моисею. По некоторым свидетельствам, не верили они и в загробную жизнь. Кроме того, жидовствующие не принимали исчисленную дату конца света, которого многие тогда ожидали в 7000 году «от сотворения мира» (1492 от «Рождества Христова»). В счислении лет от сотворения мира они опирались на еврейский календарь, а не на принятый на Руси счёт, воспринятый от византийских хронографов.
Представители Русской Церкви в своих посланиях связывали идеологию еретиков либо с иудеями, либо с происками латинян. Духовенство назвало новую ересь «прямой затеей сатаны», её участников — «злокозненными хулителями церкви», «развратителями христианской веры».
Стригольники - приблизительно то же учение, только другой индивидуальный состав. стригольники отрицали институт церкви и считали церковное сословие излишним. Они проповедовали, что священникам вообще не подобает приобретать имущества и богатства, и утверждали, что, если священнослужитель дурной и порочный человек, совершаемые им обряды ничего не стоят. И в этом их взгляды показывают сходство с богомильскими. Они скептически относились к учению о воскресении мертвых и сомневались даже в евангельском рассказе о воскресении Христа. В одном из полемических сочинений, известном под заголовком "Сказание о новопоявившейся ереси", против них направлено обвинение, что они считали Христа не Богом, а обычным человеком. В случае, если это обвинение соответствует истине, их взгляды отличны от докетических представлений богомилов и катаров и очень радикальны по своему характеру. У исследователей нет единого мнения по поводу происхождения названия ереси, так, по мнению одних, стригольники носили особую стрижку, отличающую их от остальных.
ВВЕДЕНИЕ ОПРИЧНИНЫ.В 1564 г. Иван4 недовольный медленным ходом преоброзований,неудачами в Ливонской войне самостоятельностью членов Избранной рады,стремясь к неограниченному самовластию,и под влиянием необузданности характера разогнал своё окружение.В январе 1565 г. царь уехал из Москвы с казной и прислал в столицу две грамоты,в которых обвинял ближайших бояр в измене и требовал согласия на разделение страны на земщину и опричнину,право бесконтрольно <<казнить и миловать>> и на выплату огромной суммы дополнительного налога с земщины.ОПРИЧНИНА.В опричнине(опричь-кроме),организованной по монастырскому принципу,царь создал особое войско,подобное монашескому ордену,опричные Государев двор,Думу,приказы(называвшиеся кельями).Опричники должны были получить земли на территории опричнины ,а земские феодалы-перемиститься в земщину,но на практике указ царя не был выполнен из-за крайней сложности этого процесса и слабости аппарата Поместного приказа.Опричники,среди которых также были князья,бояре и дворяне,боролись с <<изменой>>,проводя террор и репресси.В 1568г. был задушен митрополит Филлип,1570 г.-разгромлен Новгород,где были убиты 10 тыс. человек.ОТМЕНА ОПРИЧНИНЫ.Во время опричнины проведение ранее начатых реформ(военные,государева двора,местного управвления) не прекращалась,но сильно замедлилось .Иван4,получивший прозвание Грозный,был недоволен результатами: предпологаемые изменники уничтожались,но положение в стране лишь ухудшилась.1570 г. -в Москве массовые пытки и казни не только деятелей земщины(дьяк Висковатый),но и ближайших царских опричников,в том числе тех,по чьему совету царь ввел опричнину,-Басмановых,князя Вяземского и др.1571 г.-крымский хан Девлет-Гирей напал на Москву и сжег ее.Опричное войско не оказало сопротивления врагу.1572 г.-перед угрозой нового нашествия татар Иван Грозный отменил опричнину.1572 г.-объединение войско под командованием князя М.Воротынского разбило татар у с.Молоди.ПРОДОЛЖЕНИЕ ОПРИЧНОЙ ПОЛИТИКИ.После отказа Ивана4 от раздела страны,террор и казни продолжались.Были уничтожины многие бывшие опричники и деятели земщины,в том числе победитель Девлет-Гирея князь Воротынский.ПОСЛЕДСТВИЯ ПОЛИТИКИ ТЕРРОРА.Опричная политика не обеспечила быстрого укрепления центральной и местной власти,некоторые результаты были достигнуты лишь блвгодаря реформам.Опричнина привела к поражению России в Ливонской войне,подорвала бое войска.Многие районы страны были разорены(земщина-непосильным налогами,опричнина-бесчинствами царя и опричного войска).Чтобы предовратить массовое бегство крестьян из центральных районов,в них временно указом о заповедных (запретных)годах был введен запрет на переход от помещика к помещику в Юрьев день(1581).В порыве гнева царь убил своего старшего сына Ивана,и в 1584 г. трон наследовал слабовольный Федор Иванович
Термин "Возрождение" появилось в 16 веке , его ввел Джорджо Вазари. Искусство Возрождения многим обязано художественной традиции Средних веков. Становление эпохи Возрождения , знаменовало собой начало многочисленных экономических, политических и социальных преобразований: 1) Появление новых, буржуазных производственных отношений, пришедших на смену изжившим себя феодальным отношениям. 2) развитие товарно-денежных отношений. 3) переход от ремесла к мануфактуре. Эпоха Возрождения имела следующие особенности: 1) была ориентирована на возрождение античной культуры. 2) Утверждала красоту, силу и разумность. 3) Искусство осознавалось как равноценность и равноправность форм человеческой деятельности.
Сведения о учении Схарии и его последователей в Новгороде (они и есть жидовствующие) весьма отрывочны и их источником является исключительно обличительная литература их церковных оппонентов. Жидовствующие, по словам их противников, отрицали монашество и церковную иерархию, отвергали поклонение иконам, мощам и кресту. Строгие монотеисты, они не признавали божества Иисуса Христа, полагая его сыном человеческим, и пророком, подобным Моисею. По некоторым свидетельствам, не верили они и в загробную жизнь. Кроме того, жидовствующие не принимали исчисленную дату конца света, которого многие тогда ожидали в 7000 году «от сотворения мира» (1492 от «Рождества Христова»). В счислении лет от сотворения мира они опирались на еврейский календарь, а не на принятый на Руси счёт, воспринятый от византийских хронографов.
Представители Русской Церкви в своих посланиях связывали идеологию еретиков либо с иудеями, либо с происками латинян. Духовенство назвало новую ересь «прямой затеей сатаны», её участников — «злокозненными хулителями церкви», «развратителями христианской веры».
Стригольники - приблизительно то же учение, только другой индивидуальный состав.
стригольники отрицали институт церкви и считали церковное сословие излишним. Они проповедовали, что священникам вообще не подобает приобретать имущества и богатства, и утверждали, что, если священнослужитель дурной и порочный человек, совершаемые им обряды ничего не стоят. И в этом их взгляды показывают сходство с богомильскими. Они скептически относились к учению о воскресении мертвых и сомневались даже в евангельском рассказе о воскресении Христа. В одном из полемических сочинений, известном под заголовком "Сказание о новопоявившейся ереси", против них направлено обвинение, что они считали Христа не Богом, а обычным человеком. В случае, если это обвинение соответствует истине, их взгляды отличны от докетических представлений богомилов и катаров и очень радикальны по своему характеру.
У исследователей нет единого мнения по поводу происхождения названия ереси, так, по мнению одних, стригольники носили особую стрижку, отличающую их от остальных.