В концепции просвещённого абсолютизма, главной идеей является понимание монарха (царя, императора) собственной ответственности за всех подданных, без исключения для каких-то сословий или классов. Подданные же, в свою очередь, должны оценить такое поведение государя и всячески его начинаниям.
Ключевые элементы политики просвещенного абсолютизма Екатерины Второй:
Обеспечение повышения уровня жизни граждан – развитие медицины, науки, различных искусств, внедрение новых технологий.
Увеличение грамотности – развитие и популяризация общественного образования.
Передача части управленческих функций представителям общества — введение выборности судейских и административных должностей.
Экономический либерализм – снижение налогов, отмена монопольных прав лиц или организаций на добычу, производство и торговлю какими-либо товарами и ресурсами.
Равенство перед законом – одинаковые наказания и поощрения для всех граждан, вне зависимости от сословного происхождения, наличия связей или занимаемой должности.
Традиционное скотоводство казахов состояло из трех основных типов: кочевое, полукочевое и оседлое. При кочевом скотоводстве скот круглогодично находился на подножном корму и скотоводы проживали в переносных жилищах (юртах). Для полукочевого скотоводства характерно наличие пастбищно-полустойлового содержания животных. Полукочевники в зимнее время жили в стационарных жилищах, а весной, летом и осенью – в переносных, имели небольшие очаги земледелия и сенокосных угодий. При оседлом скотоводстве казахи большую часть года жили в поселениях, в холодное время года скот содержали в закрытых помещениях. Кроме того, занимались земледелием и заготовкой сена с естественных сенокосов. В теплое время года скот пасли на небольшом отдалении от поселений.
В условиях кочевого скотоводства наши предки были вынуждены делиться на небольшие родовые подразделения: это позволяло равномерно распределять нагрузку на пастбищные угодья. Скотоводы в целях сохранности пастбищ очень бережно и рационально использовали окружающую среду – экосистему. Пастбища подразделялись на зимние, весенние, летние и осенние. Все маршруты кочевников в течение сезона были строго определены, а их дальность достигала нескольких сотен километров.
Новое время находится в ином отношении к средним векам, чем средние века к античному миру. Во-первых, в противность тому, что было в начале средних веков, когда общее русло мировой цивилизации разделилось на три рукава, в начале нового времени совершается не обособление, а, наоборот, объединение истории — и притом на более широкой арене. В древности главным культурным морем было Средиземное, в средние века к нему прибавились еще два новых, тоже «средиземных» моря — Немецкое и Балтийское, но как древность, так и средние века одинаково находятся еще в морском периоде всемирной истории. С открытием в 1492 г. Америки, а в 1498 г. морского пути в Индию начинается океанический период всемирной истории, и он-то именно составляет новое время, т. е. последние четыре столетия, XVI—XIX века. Во-вторых, средние века являются началом истории новых европейских народов, которым суждено было потом играть главную роль в всемирной истории. Они пришли, так сказать, на смену грекам и римлянам, история которых кончилась, а с ними кончилась и целая цивилизация, кончился античный мир: переход от античного мира к средним векам есть в известном смысле перерыв всемирной истории, такой же перерыв, какой существует при переходе от Востока к Греции и Риму. Только в этом последнем случае мы переходим из одной части света в другую, а в первом — лишь от одних народов к другим. Напротив, средние века и новое время — это главным образом история одних и тех же народов, одного и того же культурно-исторического типа, одного и того же, а не разных миров. Здесь, другими словами, не было никакого перерыва, ни конца одного развития, ни начала другого, что наблюдается при переходе от античного мира к средним векам. Напротив, это лишь два периода в одном и том же развитии. В-третьих, если даже и принять, что перерыв истории при переходе от античности к средневековью имеет лишь условный и относительный смысл, и что, в конце концов, средние века все-таки вышли из античного мира, то и здесь большая разница между обеими рассматриваемыми переходными эпохами. Мы видели, что в общем переход классической древности в католико-феодальное средневековье было регрессом, т. е. упадком и в экономическом, и в культурном, и в политическом отношении. Совсем не то приходится сказать об отношении перехода от средних веков к новому времени. Здесь мы имеем дело, наоборот, с историческим развитием прогрессивного характера. То, что было уже один раз совершено античным миром, в особенности Грецией, опять повторилось в истории Западной Европы как в области экономического, так и в областях культурного и политического развития и именно в новое время. Разумеется, в новой истории все это получило и более широкие размеры, и более глубокое значение, но суть дела заключается в одном и том же, т. е. в развитии промышленности и торговли, в развитии чисто светской культуры и в развитии общественной самодеятельности.
Отмечая, в чем заключается разница в отношениях, какие можно установить, во-первых, между древностью и средневековьем, а во-вторых, между этим последним и новым временем, я особенно хочу здесь отметить, что в новое время история получает действительно всемирный характер в буквальном смысле и что вместе с этим та цивилизация, которая имеет право рассчитывать на универсальное значение, делается все более и более светской. В обоих отношениях на новые пути двинута была история Западной Европой, которая в одну и ту же эпоху вышла из своей средневековой обособленности и стала отрешаться от своих средневековых католико-феодальных форм, положила начало океаническому периоду всемирной истории открытием Америки и морского пути в Индии и возобновила культурное развитие чисто светского характера.