иосифля́не (осифля́не) — последователи иосифа волоцкого, представители церковно-политического течения в государстве в конце xv — середине xvi веков, отстаивавшие крайне консервативную позицию по отношению к группам и течениям, требовавшим реформирования официальной церкви. отстаивали право монастырей на землевладение и владение имуществом в целях осуществления монастырями широкой просветительской и благотворительной деятельности.
иосиф волоцкий — обличитель ереси жидовствующих, автор «душеполезного сочинения», называющегося «просветитель» и ряда посланий, в которых он, споря с другим подвижником — нилом сорским, доказывал полезность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами.
главным оппонентом иосифлян в церкви было возглавляемое нилом сорским движение нестяжателей, требовавшее возвращения к коллективизму и аскетизму раннего христианства и соответственного отказа от церковного имущества в общем и феодального землевладения монастырей в частности. на соборе 1503 года иосифляне выступили с резким осуждением нестяжателей и временно поддержавшего их князя ивана iii васильевича, отстаивая монастырское землевладение. в результате, иван iii поддержал иосифа волоцкого и созвал собор 1504, на котором «жидовствующие» были осуждены как еретики и преданы анафеме.
иосифляне доминировали и на стоглавом соборе 1551 года, на котором вновь отвергли программу ограничения церковно-монастырского землевладения, выдвинутую приближённым к ивану iv грозному протопопом сильвестром. в дальнейшем иосифляне инициировали осуждение матвея башкина и феодосия косого и гонения на их последователей, а также поддержали учреждение опричнины.
иосифляне выступали в качестве официальных идеологов православной церкви и монархической власти. доктрина иосифлян строилась на теологическом обосновании возникновения государства и «божественного происхождения» царской власти, а также на утверждении преемственности государства, оставшегося единственным оплотом православия после падения константинополя в1453. на этом основании иосифляне требовали предоставления московской митрополии статуса патриархии (это произошло только в 1589).
иосифляне выступали за открытость монастырей. главной монастырей являлась миссионерская деятельность и обеспечение населения продовольствием во время неурожая.
к иосифлянам принадлежал псковский монах филофей, популяризатор концепции митрополита московского зосимы «москва — третий рим», на которой строилась официальная идеология царей (примечательно, что сам митрополит зосима не был сторонником иосифлян, подвергался с их стороны нападкам и обвинениям в «потакании еретикам»).
переломным моментом в развитии торговли в регионе следует считать середину xviii в. этот процесс связан с движением россии на юг. в развитии средней азии и казахстана xvii-xviii вв. это отношений с россией. вначале отношения были тесно связаны с дипломатическими, послы в то же время были купцами. они везли на своих караванах не только царские или ханские подарки, но и товары для торговли. преимущество такого вида торговли состояло в том, что будучи как-то связанный с дипломатическими отношениями подобные товары освобождались от пошлин и налогов.
если в xvi-xvii вв. в документах мы наблюдаем интенсивные дипломатические отношения россии со степными владельцами (ногайские, казахские, сибирские, калмыцкие) и шейбанидскими правителями средней азии, то следует предполагать, что между этими странами шла такая же активная торговля.
с указанной хронологической даты берут начало укрепление и увеличение частной торговли. караваны торговцев с юга облагались пошлиной (например, в г. астрахани), но это не уменьшало объема торговли. одновременно активизация торговли наблюдается и в восточных пределах российской империи. здесь передовые сибирские аванпосты россии (тобольск и др. города) устанавливали торгово-дипломатические отношения с восточными соседями россии (китай, монгольские владения, калмыки и, самое главное, восточно-туркестанские города). в сибири среднеазиатские товары нужны были еще больше, чем в центре, и поэтому московское правительство в xvi-xvii вв. не облагало пошлиной торговлю в этом регионе.
так примерно складывались и -казахские торговые отношения в конце xvii - начале xviii вв. в допросных речах казахского посла тайконура, сына култабай аталыка, представлявшего в конце xvii в. (1694 г.) дипломатические интересы казахского хана тауке. в тобольской воеводской избе содержатся и сведения, касающиеся торговой деятельности дипломатов.
посол вначале сделал заявление о том, что он прислан «тевки-ханом к их царскому пресветлому величеству с листом и », а затем высняется, что вместе с послом приехал «ис тургистана
— города казачьей орды торгой алсеитка шукуров. а по осмотру у посланца два тюка, у алсеитки шукурова два ж тюка, а по скаске их те тюки с бухарским товаром, с зендени и с базьми» [1, 15-16].
возможно, посол тайконур — сын култабай аталыка не был пионером в установлении торговых отношений с россией. имеющиеся сведения о более ранних этапах сотрудничества степных владетелей с соседними странами всегда включают компонент: торговлю как обязательный элемент миссии.
но с тайконура начинается совершенно новый период в хозяйственно-культурной великой степи. отныне вся основная торговля кочевников начинает ориентироваться на северный рынок. безусловно, в этом процессе были значительные пробелы и неудачи, но тенденция улавливается четко. в век все нарастающего кризиса торговли в средней азии кочевники искали новых партнеров. эта проблема, наряду с политическими союз (против калмыков и т. была озвучена и посольством кайып хана в 1716 г. в тобольске. казахские послы бекбулат екешов и байдаулет буриев просили м.гагарина донести до царя и издать указ, «чтобы им (казахам. — еа) позволено было ездить в то- болеск для торгу. а хаип-де хан станет присылать в тоболеск для торгу казачьи орды и бухарцам по все годы или через год, по скольку человек указано будет, из тоболеска. и в казань о том и о миру ж посланцы с листом»
Позитивні:
1) За 10 років правління Вибрана Рада провела стільки реформ , скільки не бачило ні одне інше десятиліття середньовіччя Русі
2) Іван Грозний знищив пережитки старовини
3) Реформи вели до централізації держави , на даному етапі розвитку країни це було життєво необхідним
4) Правління Івана Грозного - великих військових і зовнішньополітичних досягнень Росії ( взяття Казані в 1552 році , капітуляція Астрахані в 1556 році)
5) Іван Васильович Рюрикович належав до найосвітченіших людей того часу
6) Свавілля бояр підривало міць країни , цар з цим боровся
7) Народ зберіг хорошу оцінку правління Івана Грозного
Негативні:
1) Іван Васильович - жорсткий і злісний тиран
2) Опричнина забрала десятки тисяч людських життів
3) В останні роки правління Івана Грозного в країні була важка економічна криза
4) Опричнина утвердила режим деспотичного характеру
5) Опричнина сприяла утвердженнюенню кріпосного права
6) Цар перетворив російських дворян в холопів які самі себе мали утримувати
7) Програна Лівонська війна