Письменность у восточных славян возникла из потребностей социального развития в эпоху формирования феодальных отношений и становления государственности.
О наличии письменности у восточных славян дохристианской поры с уверенностью сообщают арабские и немецкие источники X века. В них, например, упоминается о надписи на памятнике воину-русу, о пророчестве на камне в славянском языческом храме, о «русских письменах», полученных одним из кавказских царей. А также договор князя Олега с Византией, и археологические находки.
Археологические данные свидетельствуют об использовании письменности для бытовых целей: в гнездовских курганах, у села Гнездово, к югу от Смоленска, найден глиняный сосуд с надписью, датированной, по крайней мере, серединой X века.
Полагают, что при создании славянской азбуки византийские монахи ― миссионеры Кирилл и Мефодий могли использовать древнерусские письмена. Первоначально (во второй половине IX века) ими была создана глаголица, а на рубеже IX-X веков появилась кириллица, возникшая в результате упрощения глаголицы. Кириллица получила на Руси наибольшее распространение. Принятие православия, допускающего богослужения на национальных языках распространению письменности. Грамотность бытовала не только среди феодалов и служителей культа, но и среди простых горожан. Об этом говорят многочисленные берестяные грамоты, обнаруженные в Новгороде, Пскове. Смоленске, а также надписи-граффити на стенах, сохранившихся в храмах Киева, Новгорода и других городов. При Владимире Святославиче и Ярославе Мудром началось «учение книжное» детей «народной чади», «старост и поповых детей», были созданы первые школы для девочек.
Крещение Руси в конце X века быстрому развитию письменности и распространению грамотности. Славянский язык, понятный всему населению, использовался в качестве языка церковной службы, а в следствие этого произошло и его становление как литературного.
Первые из дошедших до нас рукописных книг относятся к XI веку. Древнейшими из них являются «Остромирово евангелие», написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 году, и два «Изборника»князя Святослава Ярославича 1073 и 1076 гг. Высочайший уровень мастерства, с которым исполнены эти книги, свидетельствуют о существовании уже к этому времени традиций изготовления рукописных книг.
При различном устройстве экономической системы государства имеют разные возможности воздействия на финансовую сферу. При наличии плановой экономики государство полностью контролирует объемы производства и цены. Рыночная экономика наоборот характеризуется свободой отношений между субъектами финансового мира. Рыночная экономика с теоретической точки зрения представляет саморегулирующийся механизм, где главную роль играют спрос и предложение. Государство не имеет права влиять на оба этих фактора. Но идеальная модель, созданная посредством обобщения теоретических знаний, не полностью отражает действительность. В такую модель не включены искусственно создаваемые кризисы, создание и распад единых экономических зон, и прочие факторы, оказывающие огромное влияние на мировую финансовую систему. В свете внезапно возникающих негативных явлений государство не может не вмешиваться в экономику. Руководство страны в экстренной ситуации может запретить повышать цены на определенные группы товаров. Это делается, в первую очередь для того, чтобы экономические потрясения не вылились в острый социальный кризис. Ведь масштабные забастовки и акции протеса, спровоцированные инфляцией, нанесут еще больший урон экономике. Государство также может оказывать влияние на крупный бизнес, с целью предотвращения монополизации отдельных отраслей экономики. Гарантом соблюдения законодательства в данной сфере в России выступает Федеральная антимонопольная служба. Посредством данного государственного органа осуществляется контроль над деятельностью финансовых «гигантов» (транснациональных корпораций, международных холдингов), защита конкуренции, разработка нормативно-правовой документации. Помимо прямого воздействия на экономику государство может влиять на финансовую систему опосредованно, с принятия определенных законов. К примеру, приняв решение увеличить таможенные пошлины на некоторые группы импортируемых товаров, правительство делает невыгодным их ввоз из за рубежа. Этим оно одновременно поддерживает собственных производителей и увеличивает рост ВВП
Письменность
Письменность у восточных славян возникла из потребностей социального развития в эпоху формирования феодальных отношений и становления государственности.
О наличии письменности у восточных славян дохристианской поры с уверенностью сообщают арабские и немецкие источники X века. В них, например, упоминается о надписи на памятнике воину-русу, о пророчестве на камне в славянском языческом храме, о «русских письменах», полученных одним из кавказских царей. А также договор князя Олега с Византией, и археологические находки.
Археологические данные свидетельствуют об использовании письменности для бытовых целей: в гнездовских курганах, у села Гнездово, к югу от Смоленска, найден глиняный сосуд с надписью, датированной, по крайней мере, серединой X века.
Полагают, что при создании славянской азбуки византийские монахи ― миссионеры Кирилл и Мефодий могли использовать древнерусские письмена. Первоначально (во второй половине IX века) ими была создана глаголица, а на рубеже IX-X веков появилась кириллица, возникшая в результате упрощения глаголицы. Кириллица получила на Руси наибольшее распространение. Принятие православия, допускающего богослужения на национальных языках распространению письменности. Грамотность бытовала не только среди феодалов и служителей культа, но и среди простых горожан. Об этом говорят многочисленные берестяные грамоты, обнаруженные в Новгороде, Пскове. Смоленске, а также надписи-граффити на стенах, сохранившихся в храмах Киева, Новгорода и других городов. При Владимире Святославиче и Ярославе Мудром началось «учение книжное» детей «народной чади», «старост и поповых детей», были созданы первые школы для девочек.
Крещение Руси в конце X века быстрому развитию письменности и распространению грамотности. Славянский язык, понятный всему населению, использовался в качестве языка церковной службы, а в следствие этого произошло и его становление как литературного.
Первые из дошедших до нас рукописных книг относятся к XI веку. Древнейшими из них являются «Остромирово евангелие», написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 году, и два «Изборника»князя Святослава Ярославича 1073 и 1076 гг. Высочайший уровень мастерства, с которым исполнены эти книги, свидетельствуют о существовании уже к этому времени традиций изготовления рукописных книг.