Тарасу Шевченко принадлежит исключительная роль в формировании украинской национальной идеологии. Его поэтический язык, базировавшийся на местном крестьянском говоре с добавлением элементов церковнославянского языка, языка казацких летописей и образованных самим Шевченко новых слов, отличался естественностью и благозвучием. Придав украинскому языку статус литературного, Шевченко заложил крепкое основание новой украинской литературе. Его пламенная поэзия не ограничивалась, как у других украинских романтиков, оплакиванием героического а будила национальные чувства и давала видение будущего: если Украина в пользовалась правами самостоятельного государства, то это могло служить достаточным основанием для получения политической независимости в будущем. Шевченко принципиально отрицал миф о золотом веке украинской истории. Для него история была непрерывной: если трагичным было настоящее, то не менее трагично и Украины. "Я рыдаю, как вспомню дела незабываемые дедов наших. Тяжкие дела", Острая боль за родного края переполняла поэзию Шевченко. Поэт был убеждён, что корень зла — в потере национального достоинства. Вот почему он высмеивал .самодовольные гимны украинскому и горько упрекал своих земляков.
Вершиной произведений Т. Шевченко о национально-освободительной борьбе стала его поэма-мистерия “Великий льох” (1845 г.). Упадок независимости Украины автор связывал с тремя наиболее выразительными историческими событиями: Переяславским соглашением 1654 г., Полтавской битвой в 1709 г. и разрушением Запорожской Сечи в 1775 г. Шевченко предлагал (и нашёл отклик в революционно настроенной молодёжи) прибегать к решительным практическим действиям — к насильственному свержению самодержавно-крепостнического строя Российской империи. К тому призывали и его поэтические произведения политической тематики: “Сон”, “Кавказ”, “И мёртвым и живым” и др. Их не раз зачитывали на заседаниях Кирилло-Мефодиевского братства, постоянно использовали в агитационной работе. Ко всем национально и социально угнетённым обращен и знаменитый “Запов1т” Шевченко (1845 г.).
Основную вину за порабощение Украины Шевченко возлагал на Россию и российских императоров. Ещё никогда украинские интеллектуалы не поднимали так сильно свои голоса протеста против российского порабощения. Шевченко не скрывал ненависти к российским царям — поработителям Украины Петру 1 и Екатерине II. С чрезвычайным сарказмом разоблачал украинский поэт и национальную политику своих венценосных
современников. Манифестом в защиту всех угнетённых народов была поэма “Кавказ”.
Большой заслугой Шевченко являлось то, что в своём творчестве он соединил два отдельные направления казацкой традиции — простонародную и старшинскую. Ненависть Шевченко к социальной несправедливости и переживания за свободу и достоинство простого человека выводились из его крестьянского происхождения, но своим интеллектуальным ростом он был обязан влиянию украинского дворянства. Каждый слой украинского общества находил в его поэзии отображение своих интересов.
Т. Шевченко настойчиво отстаивал необходимость распространения образования в народных массах. Своих коллег по Кирилло-Мефодиевскому братству он призывал добиваться того, чтобы “завести на Украине добрые сельские школы”, сам брался за составление школьных учебников.
Тщательно изучая народные обычаи и традиции, внимательно прислушиваясь к народным сказаниям, читая много книг по отечественной и всемирной истории, Шевченко проникался гордостью за свою принадлежность к украинскому народу.
Как известно, после смерти хана Аблая в 1781 г., ханом Среднего жуза был провозглашен его старший сын Уали. Царское правительство в стремлении ослабить его власть поддержало сепаратистские выступления многих султанов. В 1815 г. царской администрации удалось спровоцировать выборы второго хана, Букея, потомка Барака. После смерти Букей хана в 1817 году и Уали-хана в 1819 году новые ханы в Среднем жузе не были утверждены.
Царизм, упразднив ханство, создал новую систему управления, опираясь на «Устав о сибирских киргизах». Этот документ был разработан в 1822 г под руководством М. Сперанского. После разделения Сибири на 2 части территория казахской степи была причислена к Западной Сибири. До 1839 г. главное управление этой частью Сибири находилось в Тобольске, с 1839 г. -в г. Омске.
По уставу «Область Сибирских киргизов» разделялась на внешние и внутренние округа. Во внешние округа, вошли казахи, кочевавшие на левобережье Иртыша. С 1822 г. по 1838 г. было образовано 7 округов - Каркаралинский, Кокчетавский, Аягузский, Акмолинский, Баян-Аульский, Сарысуский и Кокпетинский. Во главе округов стояли окружные приказы - «диван», где сосредотачивались администрация, полиция, суд. Приказы возглавляли ага-султаны, при нем работали 4 заседателя: 2 русских чиновника, назначенные губернатором, и 2 казаха, выбираемых на 2 года почетными биями-старшинами. Старший султан избирался по положениям Устава на собрании султанов на 3 года. Ему присваивалось на время службы звание майора. После 3 выборов, успешно их выдержавшие могли претендовать на диплом дворянина. В округ входило от 15 до 20 волостей. Во главе стояли султаны, правда за неимением их во многих родах на эту должность выбирали представителей черной кости. По своему положению они приравнивались к чиновникам 12 класса, их власть была исполнительного характера: выполнение приказов, постановлений «дивана» и исполнение судебных приговоров. Каждая волость состояла из 10-12 аулов. Аульные старшины избирались каждые три года й утверждались окружным приказом. Каждый из таких административных аулов объединял от 50 до 70 юрт-шаныраков.
По Уставу, судебные дела делились на уголовные и гражданские. Наиболее серьезные из них изымались из ведения бийского суда. Но даже при решении менее важных дел решения суда биев могли быть обжалованы в окружных приказах.
Устав ввел налоговую систему каждое хозяйство должно было платить правительству ясак в размере одной головы со ста голов скота, (к этому числу не входят верблюды, так как они нужны были для развития торговли, он был основным вьючным животным). Первые пять лет казахи, принявшие Устав, освобождались от налогов. Уставом предусматривались и другие виды повинностей - охрана караванов, гужевая повинность, почта, наблюдающая за путями сообщения. Организация округов привела к возникновению новых оседлых поселений в степи - Кокшетау (1824), Каркаралинск (1824), Акмолинск (1832), Баян-Аул (1826), Атбасар (1848) и Др.
Казахские ханы Младшего
Объяснение:
Тут ответ есть