Как данные сведения могут описать жизнь кочевников? (4 предложения) Как это характеризует образ жизни и хозяйство кочевников?(6 предложений)
Самым сильным впечатлением первых недель путешествия были юрты-повозки на широких платформах, бытовавшие в то время в Дешт-и-Кипчаке. «Дом, в котором они спят, — писал Рубрук, — они ставят на колеса… И они делают подобные жилища настолько большими, что те имеют иногда тридцать футов в ширину… Я насчитал у одной повозки 22 быка, тянущих дом… Ось повозки была величиной с мачту корабля…».
Еще более поразительное ощущение Рубрук испытал, когда ему предложили кумыс. Он даже содрогнулся, будто проглотил жабу, но позже оценил достоинства напитка, найдя его превосходным. Перу Рубрука принадлежит подробное описание приготовления кумыса, айрана, курта, других молочных продуктов. С тех пор технология эта мало чем изменилась.
Еврейский путешественник Петахья, проезжавший в XII веке через кыпчакские земли писал, что «хлеба не едят в этой земле, а только рис и просо».
Такой же факт в XIV веке подтвердил и арабский историк аль-Омари: «Посевов у них (кыпчаков) мало и меньше всего пшеницы и ячменя. Чаще всего у них встречается просо, им они питаются и по части произведений земли в нем заключается главная еда их».
И тогда ко двору Великого хана, в далекий Каракорум, потянулись посольства, представлявшие коронованных особ Запада и первосвященников церкви. В их числе была и миссия Плано Карпини. Она интересна не только тем, что ее маршрут пролегал через Дешт-и-Кипчак – территорию нынешнего Казахстана – и что в записках Карпини собраны любопытнейшие факты о нравах и обычаях местных народов, но и тем, что они дают уникальные сведения о знаменитом Ямской тракте, протянувшемся на тысячи верст от Восточной Европы до Восточной Сибири и бесперебойно действовавшем почти три столетия – в любой час суток, в любое время года, при любой погоде.
С XIII века в Среднюю Азию и Казахстан начинают при¬бывать европейские послы и путешественники. Для осуще¬ствления дипломатических миссий папы Иннокентия IV и короля Франции Людовика IX были избраны соответственно послы Плано Карпини (1246) и Виллем Рубрук (12ЬЗ). Мар¬шрут миссии Карпини пролегал через Казахстан в Монголию. Посол собрал любопытные факты о быте и нравах местных народов и о тех местах, где проходил его путь, описал в днев¬никах Тянь-Шань, Тарбагатай. долину Сырдарии. Алаколь.
А Рубрук - те места, где он побывал - Волгу, Жайык, Му- галжар, Арал, Illy, Жетысу, Иле, Балкаш и др.
Несмотря на то что путешественники средневековья ста¬рались хотя бы кратко описать все этапы своего пути, часто они ограничивались характеристикой лишь отдельных при-родных объектов, не уделяя внимания особенностям приро¬ды страны. Так, например, не было точных данных об общей величине территории Казахстана. Однако бесспорным явля¬ется тот факт, что сведения этих путешественников послу¬жили ценной информацией для следующих поколении исследователей.
Основные источники, по которым мы можем судить о жизни и личности Чингисхана, были составлены после его смерти (особенно важно среди них «Сокровенное сказание») . Из этих источников мы получаем сведения как о наружности Чингиса (высокий рост, крепкое телосложение, широкий лоб, длинная борода) , так и о чертах его характера. Происходя из народа, по-видимому, не имевшего до него письменности и развитых государственных институтов, Чингисхан был лишён книжного образования. С дарованиями полководца он соединял организаторские непреклонную волю и самообладание. Щедростью и приветливостью он обладал в достаточной степени, чтобы сохранить привязанность своих сподвижников. Не отказывая себе в радостях жизни, он оставался чужд излишеств, несовместимых с деятельностью правителя и полководца, и дожил до преклонных лет, сохранив в полной силе свои умственные
При покорении найманов Чингисхан познакомился с началами письменного делопроизводства, часть найманов поступили на службу к Чингисхану и были первыми чиновниками в монгольском государстве и первыми учителями монголов. По-видимому, Чингисхан надеялся впоследствии заменить найманов этническими монголами, так как велел знатным монгольским юношам, в том числе и своим сыновьям, учиться языку и письменности найманов. После распространения монгольского владычества, ещё при жизни Чингисхана, монголы пользовались также услугами чиновников и священнослужителей покорённых народов, в первую очередь китайцев и персов.
В области внешней политики Чингисхан стремился к максимальному расширению пределов подвластной ему территории. Для стратегии и тактики Чингисхана были характерны тщательная разведка, внезапность нападения, стремление расчленить силы противника, устройство засад с использованием специальных отрядов для заманивания неприятеля, маневрирование крупными массами конницы и т. д.
Темучином и его потомками сметены с лица земли великие и древние государства: государство Хорезмшахов, Китайская империя, Багдадский халифат, покорена большая часть русских княжеств. Громадные территории были поставлены под управление степного закона — «Ясы».