Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Предпосылки церковной реформы:
а) духовный кризис, переживавшийся русским обществом, обострял проблему соответствия церкви требованиям времени;
б) низкий уровень профессиональной подготовки духовенства, его пороки (пьянство, стяжательство, разврат и т.д.), разночтения в священных книгах и различия в обрядах, искажения некоторых церковных служб подрывали авторитет церкви;
в) Россия пыталась объединить под своей эгидой все православные церкви и народы;
г) социальный кризис середины XVII в., тяжёлое экономическое положение страны в той или иной форме затрагивали отношения между государством и церковью — крупным землевладельцем, имевшим судебные и налоговые привилегии, обладавшим огромным политическим весом и идеологическим влиянием.
2) Варианты церковной реформы:
а) позиция Никона;
б) предложения Аввакума;
3) Проведение реформы:
а) реформа проводилась жёстко, всех, кто был не согласен, насильно заставляли исполнять новые обряды;
б) противостояние Никон — Аввакум;
в) формы протеста старообрядцев: «гари» — самосожжения, бегство на Север, в Сибирь;
4) Содержание церковной реформы Никона:
Были изменены церковные обряды и богослужебные книги в соответствии с греческими образцами, креститься было велено не двумя пальцами, как раньше, а тремя; имя Христа стало писаться Иисус, а не Исус, как требовала традиция; предписывались иконы греческого образца; введён был четырёхконечный крест, считавшийся ранее латинским; произошла реформа церковно-славянского языка, изменились лексика, грамматика, ударения и т.д.
5) Последствия церковной реформы:
а) реформа укрепила церковную иерархию и централизацию церкви;
6) реформа, а также суд над Никоном стали прологом ликвидации патриаршества и полного подчинения церкви государству;
в) реформа привела к церковному расколу и появлению старообрядчества.
6) Отношение государства и церкви:
Патриарх Никон, считая, что священство выше царства, стал в 1652— 1658 гг. фактическим соправителем государя. По всем во обсуждавшимся Боярской думой, сначала докладывали патриарху. Притязания патриарха привели к конфликту с Алексеем Михайловичем и низложению Никона.
История науки — развитие разнообразных наук или история современного научного мировоззрения: картина исторического развития научных учений, фактов и явлений фиксируемых наукой, методологий, представлений, мировоззрений, процессов и проблем, влияние которых может быть во времени[1].
Наука, в частности, представляет собой совокупность эмпирических, теоретических и практических знаний о Мире, полученных научным сообществом. Поскольку с одной стороны наука представляет объективное знание, а с другой — процесс его получения и использования людьми, добросовестная историография науки должна принимать во внимание не только историю мысли, но и историю развития общества в целом.
Изучение истории современной науки опирается на множество сохранившихся оригинальных или переизданных текстов. Однако сами слова «наука» и «учёный» вошли в употребление лишь в XVIII—XX веках, а до этого естествоиспытатели называли своё занятие «натуральной философией».
Хотя эмпирические исследования известны ещё с античных времен (например, работы Аристотеля и Теофраста), а научный метод был в своих основах разработан в Средние века (например, у Ибн аль-Хайсама, Аль-Бируни или Роджера Бэкона), начало современной науки восходит к Новому времени, периоду, называемому научной революцией, произошедшей в XVI—XVII веках в Западной Европе.