Революция 1917 г. оказала громадное влияние на судьбу России и все сферы жизни общества. Однако последствия революционного переворота в культуре проявились не сразу. В 1917 г. контуры будущего советского строя были едва обозначены, особый международный статус России как «осажденной крепости» только намечался, задачи создания «нового человека коммунистического общества» еще не были сформулированы большевистскими теоретиками. А именно эти факторы определяли особые условия развития российской культуры на протяжении десятилетий. Долговременные последствия революции для отечественной культуры будут раскрываться читателю постепенно, по мере изучения курса. В данной главе речь пойдет о непосредственном воздействии революционных потрясений на интеллигенцию и культурную жизнь общества.
Свержение монархии в феврале 1917 г. вызвало духовный подъем, сплотивший общество. Демократические реформы Временного правительства (отмена сословий, религиозных и национальных ограничений, провозглашение гражданских свобод, отделение церкви от государства и др.) открывали дорогу к демократизации общества и культуры. Пробуждение масс к активной творческой жизни отразилось в широком движении художественной самодеятельности: на фабриках и заводах создавались театральные и музыкальные студии, изостудии, литературные кружки. В сентябре 1917 г. был создан Пролеткульт — центр, координирующий творческие организации пролетариата.
Определия терминов: ислам, иудаизм, м*настырь, митрополит, автокефалия (церковная), десятина, граффити1) Ислам — это самая молодая и вторая по численности приверженцев, после христианства, мировая монотеистическая авраамическая религия. Число приверженцев — более 1,8 млрд человек, проживающих в более чем 125 странах мира. В 28 странах ислам является государственной или официальной религией2) Иудаизм — это религиозное, национальное и этическое мировоззрение, сформировавшееся у еврейского народа; одна из древнейших монотеистических религий человечества и самая древняя из существующих в настоящее время.3) М*настырь — это религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих. 4) Митрополит — это первый по древности епископский титул в христианской Церкви. Первоначально титул митрополита носили епископы христианских церквей, резиденции — кафедры — которых находились в главных городах — административных центрах провинций Римской империи.5) Автокефалия — это статус поместной церкви, предполагающий её административную независимость от других поместных церквей. Автокефальная церковь возглавляется епископом, который может иметь титул (сан) патриарха, архиепископа, или митрополита.6) Десятина — старая русская единица земельной площади. Применялось несколько разных размеров десятины, в том числе "казенная", равная 2400 квадратным саженям и использовавшаяся в России до введения метрической системы.7) Граффити — это изображения или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях. К граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найти всё: от просто написанных слов до изысканных рисунков.
Революция 1917 г. оказала громадное влияние на судьбу России и все сферы жизни общества. Однако последствия революционного переворота в культуре проявились не сразу. В 1917 г. контуры будущего советского строя были едва обозначены, особый международный статус России как «осажденной крепости» только намечался, задачи создания «нового человека коммунистического общества» еще не были сформулированы большевистскими теоретиками. А именно эти факторы определяли особые условия развития российской культуры на протяжении десятилетий. Долговременные последствия революции для отечественной культуры будут раскрываться читателю постепенно, по мере изучения курса. В данной главе речь пойдет о непосредственном воздействии революционных потрясений на интеллигенцию и культурную жизнь общества.
Свержение монархии в феврале 1917 г. вызвало духовный подъем, сплотивший общество. Демократические реформы Временного правительства (отмена сословий, религиозных и национальных ограничений, провозглашение гражданских свобод, отделение церкви от государства и др.) открывали дорогу к демократизации общества и культуры. Пробуждение масс к активной творческой жизни отразилось в широком движении художественной самодеятельности: на фабриках и заводах создавались театральные и музыкальные студии, изостудии, литературные кружки. В сентябре 1917 г. был создан Пролеткульт — центр, координирующий творческие организации пролетариата.