В 553 либо 554 году после разгрома жужаней тюрками в столицу Тюркского каганата прибыло иранское посольство, преследовавшее цель заключения военного союза против государства эфталитов — врага Ирана и бывшего союзника Жужаньского каганата. Для тюрков перспектива союза открывала возможность закрепиться в Средней Азии и взять под свой контроль Великий шёлковый путь. Договор был скреплён браком шахиншаха Хосрова I Ануширвана с дочерью Истеми (от этого брака родился будущий шахиншах Ормизд IV).
По поручению Мукан-кагана Истеми во главе большой армии выступил на запад весной 554 года. Не встречая по пути серьёзного сопротивления, ябгу к 555 году дошёл до Аральского моря. По пути им были подчинены усуни, нушиби, дулу[5], а также подвластные эфталитам Хотан, княжества Семиречья[6] и Хорезм. Эфталиты были не в состоянии отреагировать на эти события из-за войны в Индии.
Истеми, зная о занятости Хосрова I Ануширвана боевыми действиями с византийцами, также не стал в одиночку атаковать эфталитов, обратив внимание на север, где в 556 году подчинил абаров[7] и наткнулся на сопротивление хионитов, вар, огоров и, возможно, примкнувшей к ним части жужаней. Война с ними тянулась до 558 года, когда тюркам удалось изгнать остатки разбитых племён за Урал (там беглецы стали известны как авары). Подойдя к берегам Волги, тюрки не стали форсировать реку, а вернулись назад. К этому времени (в 557 году) Иран заключил перемирие с Византией и был готов вместе с тюрками начать войну с эфталитами.
Это старая традиция оберега, берущая начало еще с финикийских моряков. Древние рассматривали корабль, как своеобразное живое "существо"; а глаза, нарисованные на носу, были призваны отпугивать злых духов, защищать корабль от неблагосклонных божеств, колдовских интриг врагов и сглаза.
В пользу этой теории могу привести традиционные восточные обереги, которых вешают на входе в дома во многих странах Ближнего Востока. Этот оберег имеет большой глаз, призванный защищать дом от сглаза и колдовства.
Ну, а "девушка" на носу персонифицировала гения корабля, или полиса, к которому он относился. Если корабль был афинский, часто это оказывалась статуя Афины Паллады. Позже эта традиция получила развитие в европейском кораблестроительстве, где скульптурные композиции "девушек", то воинственных, то печальных или даже трагических стали подлинными произведениями искусства.