Русская Церковь была уже, начиная с митрополита Ионы (после Флорентийской унии), самостоятельной, хотя митрополиты поставлялись по прежнему в Константинополе до конца XV века. В XVI веке митрополиты возводились на престол по настоянию великих князей, без благословения Константинопольского патриарха. С другой стороны, Русская Церковь бедствующим восточным Церквам и Афону. В 1586 году царь Федор Иоаннович собрал в Москве Собор и было решено просить восточных патриархов о даровании московскому митрополиту титула патриарха. Антиохийский патриарх Иоаким, бывший в то время в Москве для сбора пожертвований, поддержал это ходатайство, а через два года в Москву прибыл Константинопольский патриарх Иеремия. Ему было предложено стать Патриархом Московским и всея Руси, но с условием, что он будет жить во Владимире. Последний не согласился и поставил в патриархи митрополита Иова 25 января 1589 года. В грамоте, подписанной всеми восточными патриархами, присланной в Москву через два года, патриарху Московскому определялось 5-ое место после патриарха Иерусалимского, и Русской Церкви давалось право избрания патриарха Собором русских епископов.
Новгород, одно время почти независимый от Москвы, в церковном отношении был подчинен Московскому патриарху. Судьба новгородской кафедры была трагична. В 1470 году последний архиепископ из новгородцев, Феофил, был заточен, и после него архиепископы присылались из Москвы.
Победа в Греко-персидских войнах привела к возвышению Афин — самого богатого и демократического из греческих городов-государств. Ещё в ходе войны под эгидой Афин в 478 г. до н. э. был образован так называемый Делосский морской союз — объединение греческих полисов, имевших общую казну и флот на случай войны. Одновременно члены союза были обязаны предоставлять свои земли афинским поселенцам (клерухам). В отличие от обычных колонистов клерухи оставались гражданами Афин, и их земли входили в состав Афинского государства. С созданием Делосского союза Афины сделали первый шаг к образованию Греческой империи.
За возвышением Афин с подозрением наблюдали Спарта и другие греческие города-государства. Созданное несколько ранее объединение полисов, находившихся на территории полуострова Пелопоннес (Пелопоннесская лига), всё сильнее конфликтовало с Делосским союзом, возглавлявшийся Афинами. В 447 г. до н. э. спартанцы воспротивились строительству стен, соединявших Афины с их морским портом Пиреем, утверждая, что афиняне таким образом готовятся к большой войне. Взаимные обвинения привели к тому, что начались боевые действия.
Решительного перелома в войне Пелопонесской лиге удалось достичь при старого врага всех греков — Персидской державы. Персы дали спартанцам денег для строительства большого флота, который в 407 г. до н. э. одержал победу над афинянами у мыса Нотий. Последним, решающим поражением Афин, от которых в ходе войны отпали почти все союзники, стала битва при Эгоспотамах, где в 405 г. до н. э. спартанец Лисандр захватил почти без боя все афинские корабли.
В результате Пелопоннесской войны рухнула надежда на создание политически единого Греческого государства. Афины лишались всех внешних владений, были обязаны срыть Длинные стены и выдать спартанцам все оставшиеся у полиса корабли. Новым гегемоном греческого мира стала Спарта. Однако её власть не могла быть прочной — политическое устройство Спарты сильно отличалось от других городов-государств (здесь, например, сохранялась царская власть), воинственных спартанцев не любили, а часто и просто ненавидели. Поэтому многие греческие города-государства поддержали в 371 г. до н. э. Фивы, которые вступили в войну со спартанцами.