Великий князь Иван Васильевич — великий князь Московский (1462—1505), государь всея Руси, оказался в тени своего знаменитого внука Ивана IV, хотя его заслуги в деле создания российской государственности неизмеримо более высоки по сравнению с весьма сомнительными успехами первого российского царя. Иван III, по сути создал Российское государство, заложив принципы государственного управления, свойственные России XVI-XX веков. Во второй половине XVI века, после ужасов опричины, прозвище деда - Иван Грозный - перешло к его внуку, так что в фольклере позднейшего времени многие деяния первого были "приписаны" второму. Историки еще в XIX веке по достоинству оценили вклад каждого их этих государей, но "перебороть" сложившийся к тому времени стереотип так и не смогли.
Иван III. Миниатюра из "Титулярника". 1672 г.
Великий князь Иван III Васильевич не провозгласил себя формально "царем", однако слово "государство" впервые прозвучало из его уст. Объем его "государственной" власти был нисколько не меньше царской. Московский государь Иван III Васильевич получил у историков прозвище Великий. Карамзин ставил его даже выше Петра I, ибо Иван III сделал великое государственное дело, не прибегая к насилию над народом. Объясняется это в общем просто. Дело в том, что мы все живем в государстве, создателем которого является Иван III. Когда в 1462 году он вступил на московский престол, Московское княжество еще отовсюду было окружено русскими удельными владениями: господина Великого Новгорода, князей тверских, ростовских, ярославских, рязанских. Иван Васильевич подчинил себе все эти земли или силой, или мирными соглашениями. Так что в конце своего княжения, в 1505 году, Иван III имел по всем границам Московского государства уже одних лишь иноверных и иноплеменных соседей: шведов, немцев, литву, татар.
Культура чутко реагирует на все изменения в жизни страны, становится их своеобразным зеркалом. Важную роль в развитии русской культуры, языка, изобразительного искусства и архитектуры сыграло формирование единого государства, установление более тесных связей между отдельными районами страны. Укрепление центральной власти, придание ей самодержавных черт потребовали соответствующего оформления столицы Российского государства. Со всех концов страны в Москву переселялись лучшие мастера. Появились специальные органы, занимавшиеся вопросами архитектурного облика столицы, — Городовой приказ, Приказ каменных дел. Москва становится центром русского зодчества. Здесь появляются новые архитектурные стили и направления. На вкусы Москвы ориентируются даже самые отдаленные города. Изменился внешний облик Московского Кремля. С его территории были выведены почти все боярские усадьбы, выселены ремесленники и торговцы. Кремль стал административным и духовным центром Российского государства. Здесь появились торговые и дипломатические представительства иностранных государств, а также официальные государственные учреждения — Печатный и Посольский дворы, здания приказов. Особенно ярко художественные достоинства архитектуры XVI века проявились в церковных постройках. Каменные столичные здания впитали в себя древний традиции народного деревянного зодчества, многие храмы были построены в шатровом стиле. Выдающимся памятником шатровой архитектуры стала церковь Вознесения в подмосковном селе Коломенском, воздвигнутая в 1532 году в честь рождения у Василия III долгожданного наследника — будущего царя Ивана Грозного. Вершиной русского зодчества по праву считается возведенный в 1555 — 1560 годах на Красной (тогда Торговой) площади, в непосредственной близости от Кремля, Покровский собор (его называют также храмом Василия Блаженного, по имени знаменитого московского юродивого, погребенного в одном из приделов). Удивительный по своей красоте собор был посвящен взятию русскими войсками Казани, строили его русские мастера Барма и Постник. Идея храма проста: как Москва объединила вокруг себя русские земли, так и огромный центральный шатер объединяет в единое целое красочное разнообразие восьми отдельных главок.
Крепостное и церковное строительство. Широко развернулось городское строительство, сооружались крепости и монастыри. Крепости возводились и на западе (Смоленск), и на юге (Воронеж, Курск, Белгород), и на севере (Архангельск), и на востоке (Самара, Саратов, Царицын, Астрахань), а также в Сибири (Тобольск, Тюмень). Особенно впечатляющими были укрепления Смоленска, возведенные под руководством Федора Коня. Длина крепостных стен по периметру составляла 6,5 км. На всем их протяжении равномерно размещалось 38 башен. На строительство крепости были собраны каменщики и мастера со всей России. После завоевания Казанского ханства по царскому указу в Казань были отправлены двести псковских мастеров во главе со знаменитыми зодчими Бармой и Ширяем. Они создали в городе ряд выдающихся архитектурных сооружений. Прежде всего началось строительство нового комплекса Казанского кремля. Русские мастера возвели его южную фасадную часть со башней, двумя круглыми башнями по бокам фасада и стенами между ними. Крепостные постройки поражали воображение современников. Известный английский путешественник Джайлз Флетчер, посетивший Россию в XVI веке, писал: «Четыре крепости — Смоленская, Псковская, Казанская и Астраханская — построены весьма хорошо и могут выдержать всякую осаду... их почитают неприступными».
дщіщіллітцтцшчщящщвтвтч
а)