Авиньо́нское плене́ние пап — период с 1309 по 1378 год, когда резиденция пап, глав католической церкви, находилась не в Риме, а в Авиньоне (Франция).
В 1309 году Климент V, француз, ставший папой вскоре после поражения Бонифация VIII в конфликте с королём Франции Филиппом IV Красивым, переехал в Авиньон. Этот город, принадлежавший графам Прованса, папа Климент VI выкупил в 1348 году в свою собственность. В Авиньоне папы чувствовали себя в гораздо большей безопасности, чем в беспокойном Риме, где происходили острые конфликты между аристократическими родами. К тому же Папское государство в центре Италии тогда фактически распалось.
На белорусские земли христианство шло двумя потоками: восточное —
из Византии, через Киевскую Русь и Болгарию, западное — через Польшу. Официальное принятие христианства в его византийской традиции в 988 г. киевским
князем Владимиром Святославовичем в качестве государственной религии —
важнейшее событие в истории восточных славян, в том числе тех, которые проживали на территории современной Беларуси.
Принятие христианства являлось, безусловно, прогрессивным явлением во
всех средневековых государствах. Православие в Беларуси считается принятым
с 992 г., со времени образования Полоцкой православной епархии, и это вероисповедание стало господствующим на протяжении длительного времени .
С приходом на белорусские земли христианства духовная культура белорусов стала богаче. Строительство храмов и монастырей сформировало две школы
зодчества: Гродненскую (Борисоглебская (Коложская) церковь в Гродно, XII в.)
и Полоцкую -Евфросиньевская церковь в Полоцке, XII в.). Считается, что
именно в Полоцке возник первый у восточных славян монастырь, а в середине
XI в. (около 1050-х гг.) здесь началось создание третьего на землях восточных
славян Софийского собора. Здесь же, в Полоцком княжестве, начинается поиск
новых архитектурных форм. Свидетельством этих поисков стало строительство
Витебской церкви Благовещения (XII в.), в которой тесно переплетаются идеи
Византийского зодчества с чертами архитектуры Западной Европы
Принятие христианства сопровождалось распространением письменности.
Говоря о ней, следует в первую очередь упомянуть о просветителях славян Кирилле и Мефодии (IX в.), осуществивших перевод богословских книг с греческого на старославянский язык. Раннее распространение письменности подтверждает выявление одного из наиболее древних памятников письменности на Руси —
Туровского Евангелия.
Несомненно, распространение христианства на территории Беларуси оказало значительное влияние на все аспекты жизни общества того времени. В частности, послужило мощным толчком для развития культуры, образования и, как
следствие — науки, производства, экономических и торговых отношений, укрепления государственности.
Объяснение: