В 1052 году сын Ярослава Мудрого Всеволод женился на греческой царевне - дочери византийского императора Константина Мономаха (как ни странно, ни русские, ни греческие источники имени прекрасной избранницы не сохранили). Через год у молодой четы родился первенец, нареченный Владимиром. Лишь спустя 60 лет довелось ему взойти на киевский престол, но зато и стал он одним из выдающихся лиц русской истории, получив к тому же от своего венценосного деда еще и звучное прозвище - Владимир Мономах (1053-1125).
Его фигура на фоне сотен и тысяч безликих князей, промелькнувших на горизонте русской истории, представляется, безусловно, почти Монбланом. Консолидирующая роль князя в отражении половецкой агрессии сомнению не подлежит. Умирая, Ярослав Мудрый разделил территорию державы между пятью своими сыновьями и племянником от умершего старшего сына Владимира. Он завещал наследникам жить в мире и любви и слушаться во всем старшего брата Изяслава.
Такой порядок передачи престола к старшему в роду т.е. от брата к брату, а после смерти последнего из княживших братьев старшему племяннику, получил название "очередного" или "лествичного" (от слова "лестница"). Киевский престол, таким образом, должен был занимать старший в роду Рюриковичей князь.
Сложность династических счетов, с одной стороны, рост могущества каждого отдельного княжества, с другой, личные амбиции, с третьей, неминуемо вели к княжеским усобицам. После смерти Ярослава Мудрого (1054г.) начались усобицы. Долгие кровавые столкновения между многочисленными сыновьями и внуками знаменитого князя, переход Киева из одних рук в другие привели к бесчинствам иностранных наемников, используемых князьями в борьбе друг с другом, и ослабили Русь перед лицом половецкой угрозы. Необходимо было принимать быстрые и неординарные меры.
В 1097г. в Любече собрался княжеский съезд. Для предотвращения ослаблявших Русь междоусобиц съезд установил новый принцип организации власти: "Кождо да держить отчину свою". Отныне Русь считалась уже не единым владением княжеского рода, а совокупностью "отчин", которыми наследственно владели различные ветви княжеской династии. В силу новизны предложенный выше принцип не мог стать непреложным законом - усобицы вскоре возобновились.
Наиболее популярным на Руси в то время был Владимир Всеволодович Мономах, прославившийся походами на половцев. Во время его княжения (1113 - 1125гг.) обстановка была стабилизирована. Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю русскую землю. При Мономахе укрепился международный авторитет Руси. Сам князь был внуком византийского императора Константина Мономаха. Его женой стала английская принцесса. Не случайно Иван III, великий князь московский, который любил "ворошить летописцы", часто обращался к княжению Владимира Мономаха. С его именем связывали и появление на Руси короны русских царей - шапки Мономаха, и преемственность власти русских царей от константинопольских императоров. При Владимире Мономахе была составлена начальная русская летопись "Повесть временных лет". Он вошел в нашу историю как крупный политический деятель, полководец и писатель.
Сыну Владимира Мономаха - Мстиславу I Великому (1125 - 1132гг.) удавалось еще некоторое время удерживать единство русских земель. После смерти Мстислава Киевская Русь окончательно распалась на полтора десятка княжеств - государств. Наступил период, получивший в истории название периода раздробленности или удельного периода.
И действительно, на основе Киевской Руси сложилось примерно 15 княжеств и земель к середине XII в., к началу XIII в. перед монгольским нашествием около 50 княжеств, а в XIV в. (перед консолидацией) уже около 250 удельных княжеств.
Политическая раздробленность стала новой формой организации русской государственности в условиях освоения территории страны и ее дальнейшего развития по восходящей линии. Показателем подъема экономики явился рост числа городов. На Руси, накануне монгольского вторжения было около 300 городов- центров высокоразвитого ремесла, торговли, культуры.
Киев стал первым среди равных княжеств - государств. Вскоре другие земли догнали и даже опередили его в своем развитии. Сложились, таким образом, полтора десятка самостоятельных княжеств и земель, границы которых сформировались в рамках Киевской державы как рубежи уделов, волостей, где правили местные династии.
В результате дробления в качестве самостоятельных выделились княжества, названия которым дали стольные города: Киевское, Черниговское, Переяславское, Муромское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимиро - Волынское, Полоцкое, Турово-Пинское, Тьмутараканское, Новогородская и Псковская земли. В каждой из земель правила своя династия - одна из ветвей Рюриковичей.
Период промышленного роста и развития уже начался во времена Людовика XIV. Во время правления короля Людовика XIV министр финансов Жан Батист Кольбер инициировал политику, которая стала известна как Кольбертизм. Он следовал идеям меркантилизма и вызывал рост местного производственного сектора. Франция начала изготавливать свой собственный шелк, фарфор и красиво оформленную мебель.
Однако, в 1789 году во Франции происходит французскуя революция. Но, революция привела к смешанным последствиям во французской индустриализации. В 1789 году Гражданский кодекс отменил старые системы гильдии и внутренние таможенные пошлины. Это стимулировало внутреннюю торговлю и позволяло многим продуктам перемещаться из одного региона в другой без уплаты тарифов. Но революция вызвала и некоторые негативные последствия. Недовольные массы атаковали буржуазию, в основном бизнесменов и торговцев, вместе с землевладельцами и аристократами. Любой богатый человек стал мишенью в бурные времена, известные как Царство террора. Многие предприниматели искали убежища за границей.
Помимо упомянутых выше вещей, Французская революция показала миру генерала - Наполеона Бонапарта. Война Наполеона дала экономике стимул к восстановлению и даже росту. Внутренняя торговля стала еще проще и эффективнее, когда Наполеон начал масштабные инфраструктурные проекты. Наполеоновские войны также привели к увеличению спроса на текстиль для униформы и железа для оружия. В текстильной промышленности Иосиф Жаккард разработал ткацкий станок в 1805 году и улучшил его до начала 1810 года.
Помимо униформы и оружия, армию нужно было кормить, и Наполеону нужно было научное решение, чтобы накормить своих солдат за границей, без того чтобы их еда испортилась. В 1804 году Николля Апперт предложил решение. Он начал класть пищу в бутылки и помещать ее в кипящую воду. Этот процесс позволил бутылке сохранить пищу внутри, которую солдаты могли кушать во время своих кампаний за границей. Апперт построил перерабатывающий завод в Масси с именем La Maison d'Appert. Он включал в работу фермы, которые готовили пищу для дальнейшего помещения в бутылки. В 1810 году Апперт начал использовать консервные банки вместо бутылок, делая их менее хрупкими. Апперт снабжал французскую армию пайками до конца наполеоновской войны.
После долгих напряженных наполеоновских войн Франция снова встала на путь индустриализации. Новые разработки в области сельскохозяйственных методов и специализации привели к увеличению потребительских расходов в сельскохозяйственных центрах по всем странам. Это увеличение спроса привело к росту производства и развитию отраслей. Кроме того, бизнесмены, возвращающиеся из-за рубежа, начали внедрять новые технологии. Многие из тех французских бизнесменов, которые искали убежища в Великобритании, вернулись во Францию и применили британские технологии в своем бизнесе.
Например, паровая машина из Великобритании прибыла во Францию и распространилась примерно до 6800 двигателей к середине 19-го века, что является самым большим числом в Европе. Распространение паровой машины привело к росту производства текстиля и угля.
В 1830 году Бартелеми Тимонье изобрел швейную машину, которая делала цепные стежки. Это сделало производство ткани более быстрым. Его изобретательность привлекла внимание французской армии, которая заключила контракт с Тимоньером на строительство фабрики для военной формы с 80 его машинами. Но, разгневанная толпа разрушила его фабрику, и ему пришлось скрываться, пока он не скончался без гроша. С окончанием войны текстильный центр продолжал процветать.
В провинции Эльзас и Лотарингия была организована большая часть промышленного развития Франции. Регион оказался в изобилии железной руды и угля. Регион Лотарингии стал домом для многих промышленных семей Франции. Семья де Вендель была одной из них. Семья де Вендель «выросла» из металлургического бизнеса в 1704 году до современной промышленной компании. Франсуа де Вендель вернулся в Лотарингию после того, как искал убежища в Британии во время Французской революции. Но когда революция утихла, он привел в Лотарингию технологию, которую он видел в Британии. Он вводит в дело паровой двигатель для добычи угля и использует обжиговые печи для плавки железа. К 1860 году семья де Вендель наняла более 10 000 рабочих и ввошла в другие тяжелые отрасли промышленности, такие как строительство железных дорог и судостроение.
Регион Эльзаса и горный регион Юго-Восточной Франции также приняли роль в тяжелой индустриализации Франции. В Сен-Шамоне произошли изменения в производстве железа. В 1820 году в городе начали использоваться британская технология рафинирования чугуна. С 1830-х по 60-е годы производство железа резко увеличилось, когда они начали использовать парную энергию. Город Ле-Крёзо стал индустриальным благодаря тяжелой промышленности. В 1782 году первая доменная печь во Франции была создана в Ле-Крёзо.
К концу XIX века Франция, хотя и имела значительную промышленную мощь, оставалась сельскохозяйственной экономикой.