Готический стиль архитектуры возникает во Франции во второй половине 12 века и держится более трехсот лет. Его развитие, идущее в сторону все большей легкости и декоративности, позволяет различать несколько периодов эволюции. Вторая половина 12 столетия и первая треть следующего характеризуются особой строгостью форм (период ранней готики) ; 13 век в целом представляет период наибольшего расцвета французской готической архитектуры; 14 век является временем усиления декоративной стороны за счет ясности конструктивного начала и в старой литературе обычно именуется периодом «лучистого» готического стиля; 15 век продолжает ту же линию развития и приносит множество новых декоративных форм. Стиль этого периода обозначается часто термином «пламенеющей» готики, название которой происходит от сходства некоторых ее декоративных мотивов с языками пламени. Из Франции готический стиль распространяется на соседние страны, становясь общеевропейским явлением. Время возникновения и конца развития готической архитектуры в отдельных странах варьируется в зависимости от местных условий. К шедеврам ранней французской готики принадлежит собор Нотр-Дам в Париже (вторая половина 12 — первая половина 13 в.) . Собор этот представляет собой пятинефную базилику с эмпорами, отличающуюся необычайной соразмерностью конструктивных форм. Типичными особенностями этого раннего по времени собора являются применение колонн в аркадах, разделяющих нефы, сравнительно большие поверхности стен и сдержанность декоративного убранства. Дальнейший шаг в слиянии конструктивных и декоративных форм, равно как в усилении богатства последних, был достигнут в соборах городов Амьена и Реймса (13 в.) . Оба представляют развитие того же типа, что и Нотр-Дам в Париже, причем особой легкостью и чувством меры при пышности убранства выделяется Реймский собор. К показательнейшим новшествам этого типа готики принадлежат появляющиеся пинакли над порталами, окнами и галереей фасада в особенности же замена колонн во внутренних аркадах высокими столбами, подхватывающими и продолжающими в своей структуре нервюры сводов. Указанной сменой опор в полной мере завершается композиционно оформление внутреннего пространства готических соборов.
В 14 веке, в связи со Столетней войной (1337—1445) строительная деятельность во Франции заметно затихает. Заново возводится сравнительно небольшое количество зданий, и главные усилия направлены к окончанию и дополнительному убранству церквей, начатых постройкой в предшествующее столетие. Декоративные формы умножаются, становятся все легче. К самым замечательным примерам новых приемов декора следует причислить порталы трансепта собора в Руане (14 в. ) и фасад собора в Страсбурге (нач. 14 в.) . Страсбургский собор, возведенный в период, когда Эльзас принадлежал Германии, наряду с преобладанием стилистических французских черт содержит много элементов германской архитектуры, к которой всецело относится знаменитая северная башня на фасаде, имеющая высокую ажурную крышу (вторая южная башня не была возведена) .
В поздней готике декоративные формы приобретают прихотливый, затейливый характер. К особенно типичным новшествам 15 века принадлежит, между прочим, распространеннейшая в наружной отделке зданий стрельчатая арка двойного изгиба. Памятная башня в Авиоте, портал собора в Альби (оба конца 15 в.) , так же как и северная башня на фасаде собора в Шартре (первые годы 16 в.) , являются показательнейшими образцами этого стиля. Наряду с церковным строительством в готический период, особенно с 15 века, получает развитие гражданская архитектура. В замках и городских укреплениях значительно усиливается оборонительная сторона этих сооружений и, в частности, становятся обычными в верхней части наружных стен каменные галереи («машикули» ) с отверстиями в полу для сбрасывания на осаждающих камней и горящей смолы. Вместе с тем больше внимания уделяется и художественному облику построек.
Реформы Избранной рады(1548/9-1560): 1)Создание отраслевой и территориальной приказных систем:Челобитный,Посольский,Поместный,Разрядный,Разбойный,Земский...Сибирский,Казанские дворцы}рост органов центрального госу.управления 2)1950 Правовая реформа}введен в действие судебник Ив.4}новый свод законов,ограничивающий власть наместников и усилившего контроль со стороны центральной власти 3)1951 Церковная реформа: Созыв Стоглавого собора}унификанизация обрядов и ужесточение дисциплины в среде духовенства,введен единый пантеон святых 4)1549-Созыв первого Земского собора-высшего сословно-представительного учереждения 5)1950 Военная реформа}отмена местничества в армии,создание стрелецкого войска,прием иностранцев на службу 6)Отмена кормлений 7)1950 Губная реформа}избрание в губных(уездах)губных старост из дворян-местный бюрократический аппарат
Готический стиль архитектуры возникает во Франции во второй половине 12 века и держится более трехсот лет. Его развитие, идущее в сторону все большей легкости и декоративности, позволяет различать несколько периодов эволюции. Вторая половина 12 столетия и первая треть следующего характеризуются особой строгостью форм (период ранней готики) ; 13 век в целом представляет период наибольшего расцвета французской готической архитектуры; 14 век является временем усиления декоративной стороны за счет ясности конструктивного начала и в старой литературе обычно именуется периодом «лучистого» готического стиля; 15 век продолжает ту же линию развития и приносит множество новых декоративных форм. Стиль этого периода обозначается часто термином «пламенеющей» готики, название которой происходит от сходства некоторых ее декоративных мотивов с языками пламени. Из Франции готический стиль распространяется на соседние страны, становясь общеевропейским явлением. Время возникновения и конца развития готической архитектуры в отдельных странах варьируется в зависимости от местных условий.
К шедеврам ранней французской готики принадлежит собор Нотр-Дам в Париже (вторая половина 12 — первая половина 13 в.) . Собор этот представляет собой пятинефную базилику с эмпорами, отличающуюся необычайной соразмерностью конструктивных форм. Типичными особенностями этого раннего по времени собора являются применение колонн в аркадах, разделяющих нефы, сравнительно большие поверхности стен и сдержанность декоративного убранства.
Дальнейший шаг в слиянии конструктивных и декоративных форм, равно как в усилении богатства последних, был достигнут в соборах городов Амьена и Реймса (13 в.) . Оба представляют развитие того же типа, что и Нотр-Дам в Париже, причем особой легкостью и чувством меры при пышности убранства выделяется Реймский собор. К показательнейшим новшествам этого типа готики принадлежат появляющиеся пинакли над порталами, окнами и галереей фасада в особенности же замена колонн во внутренних аркадах высокими столбами, подхватывающими и продолжающими в своей структуре нервюры сводов. Указанной сменой опор в полной мере завершается композиционно оформление внутреннего пространства готических соборов.
В 14 веке, в связи со Столетней войной (1337—1445) строительная деятельность во Франции заметно затихает. Заново возводится сравнительно небольшое количество зданий, и главные усилия направлены к окончанию и дополнительному убранству церквей, начатых постройкой в предшествующее столетие. Декоративные формы умножаются, становятся все легче. К самым замечательным примерам новых приемов декора следует причислить порталы трансепта собора в Руане (14 в. ) и фасад собора в Страсбурге (нач. 14 в.) . Страсбургский собор, возведенный в период, когда Эльзас принадлежал Германии, наряду с преобладанием стилистических французских черт содержит много элементов германской архитектуры, к которой всецело относится знаменитая северная башня на фасаде, имеющая высокую ажурную крышу (вторая южная башня не была возведена) .
В поздней готике декоративные формы приобретают прихотливый, затейливый характер. К особенно типичным новшествам 15 века принадлежит, между прочим, распространеннейшая в наружной отделке зданий стрельчатая арка двойного изгиба. Памятная башня в Авиоте, портал собора в Альби (оба конца 15 в.) , так же как и северная башня на фасаде собора в Шартре (первые годы 16 в.) , являются показательнейшими образцами этого стиля.
Наряду с церковным строительством в готический период, особенно с 15 века, получает развитие гражданская архитектура. В замках и городских укреплениях значительно усиливается оборонительная сторона этих сооружений и, в частности, становятся обычными в верхней части наружных стен каменные галереи («машикули» ) с отверстиями в полу для сбрасывания на осаждающих камней и горящей смолы. Вместе с тем больше внимания уделяется и художественному облику построек.