Марафо́нская битва — одно из крупнейших сухопутных сражений греко-персидских войн, состоявшееся 12 сентября 490 г. до н. э. неподалёку от греческого города Марафон приблизительно в 42 километрах от Афин.
В битве при Марафоне персидская армия потерпела сокрушительное поражение. Под руководством Мильтиада союзным войском афинян и платейцев была уничтожена бо́льшая часть армии противника. Для эллинов сражение стало первой победой над войском империи Ахеменидов[1]. Для персов поражение их армии не имело больших последствий: их государство находилось на пике могущества и обладало огромными ресурсами. После этой неудачной экспедиции Дарий стал собирать огромное войско для покорения всей Греции. Его планам помешало восстание в Египте[2] в 486 году до н. э. После смерти Дария его трон занял Ксеркс[3]. Подавив египетское восстание, Ксеркс продолжил подготовку к походу на Грецию[4].
Основным дошедшим до сегодняшнего времени источником, описывающим битву при Марафоне, является VI книга «Истории» Геродота. Подход «отца истории» к написанию своего труда — «мой долг передавать всё, что рассказывают, но, конечно, верить всему я не обязан. И этому правилу я буду следовать во всём моём историческом труде»[5] — вызывает определённую критику. Достоверность сведений в его «Истории» различна. Отдельные рассказы можно отнести к новеллам и легендам. В то же время специальные исследования подтверждают данные Геродота. При написании своих исторических произведений он использовал труды логогра́фов, записи изречений оракулов, памятники официального характера (списки магистратов, жрецов и жриц и пр.), рассказы очевидцев и устные предания. Также Геродоту не была чужда политическая тенденциозность. Проживая в Афинах, он очень высоко оценивает их вклад в окончательную победу над персами. О Спарте он пишет сдержанно, не отрицая при этом её заслуги в войне. Особенно отрицательно относится он к предавшим общеэллинское делоФивам[6].
В августе 1936 г. состоялся первый из трех больших московских показательных процессов - бывших лидеров левой оппозиции Зиновьева, Каменева и троцкистов второго эшелона Смирнова, Мрачковского и др. Их обвиняли в убийстве Кирова, подготовке убийства Сталина и других руководителей. Они признали свою вину, связь с Троцким, Пятаковым, Бухариным и другими оппозиционерами, и были расстреляны.
Вскоре Сталин сместил наркома внутренних дел Г.Г-Ягоду, который, как выяснилось, в 1928-1929 гг. снабжал правых информацией о положении в ЦК. Его место занял секретарь ЦК и председатель ЦКК Н.И.Ежов, человек с низшим образованием, жестокий, беспринципный. Назначение Ежова Сталин мотивировал тем, что в "разоблачении "врагов народа" отстали на четыре года", что Ягода не справлялся с этой задачей. Ожидалось наступление еще более зловещего времени, несмотря на то, что в декабре 1936 г. была принята новая Конституция, содержавшая демократические положения и написанная Бухариным.
1937-1938 годы стали пиком террора. Сталин решил одним ударом уничтожить потенциальных противников режима, недовольных и подозрительных при акции, которая вошла в историю как "1937 год", "ежовщина", "большой террор". "Большой террор" отнюдь не был стихийным, он был запланированным, организованным центром, который устанавливал местным организациям лимиты на аресты и расстрелы.
По официальным, далеко не полным данным, в период сталинского тоталитаризма (с 1921 по 1953гг.) репрессировано 3,8 млн. человек, из которых 786 тыс. расстреляно. В 1937-1938гг. было арестовано 1,4 млн. человек, из них половина была расстреляна. Была еще формулировка приговора "10 лет без права переписки", которая мало чем отличалась от расстрела, т.к. для семьи заключенный пропадал без вести.
Сталин все делал для того, чтобы "большое насилие" воспринималось в советском обществе и за рубежом в ином, благоприятном для режима свете. В этом ему "большая ложь", проводимая массированной пропагандой, произведениями писателей и т.д. Люди, миновавшие смертный приговор, отбывали срок в лагерях. Первым крупным лагерем был Соловецкий лагерь особого назначения, созданный в 1923г. в известном монастыре на Белом море, а самый знаменитый лагерь эпохи индустриализации - на Беломорканале. Далее создавалась целая империя ГУЛАГ (Главное управление лагерей). Лагеря именовались исправительно-трудовыми и были воспеты советскими писателями, в т.ч. Горьким, Зощенко, как образец гуманного и эффективного перевоспитания заключенных. Перед войной в системе ГУЛАГа с ее систематическими истязаниями заключенных, хроническим голоданием, тяжёлыми работами на морозе содержалось 2,3 млн. человек.
1 декабря 1934 года ЦИК СССР после убийства Кирова принял постановление «О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик» следующего содержания[34], подписанное Председателем ЦИК СССР М. И. Калининым и Секретарем ЦИК СССР А. С. Енукидзе:
Внести следующие изменения в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик по расследованию и рассмотрению дел о террористических организациях и террористических актах против работников советской власти:1. Следствие по этим делам заканчивать в срок не более десяти дней;2. Обвинительное заключение вручать обвиняемым за одни сутки до рассмотрения дела в суде;
3. Дела слушать без участия сторон;
4. Кассационного обжалования приговоров, как и подачи ходатайств о помиловании, не допускать;
5. Приговор к высшей мере наказания приводить в исполнение немедленно по вынесении приговора.
Такая метамарфоза, на наш взгляд, объяснялась желанием Сталина использовать в интересах укрепления своей диктатуры традиционную тягу в стране к самодержавной власти, покорность народа правителям, его привычку жить в несвободе. Об этой преемственной связи сталинского тоталитаризма с самодержавием писал русский философ зарубежья Г.Федотов.
В 1952 году стоимость хлеба составила 39 % от цены конца 1947 года, молока — 72 %, мяса — 42 %, сахара — 49 %, сливочного масла — 37 %. Как отмечалось на XIX съезде КПСС, в это же время цена на хлеб выросла на 28 % в США, на 90 % в Англии, во Франции — более чем вдвое; стоимость мяса в США выросла на 26 %, в Англии — на 35 %, во Франции — на 88 %. При этом на XIX съезде КПСС забыли отметить, что в перечисленных странах подушевое потребление мяса, сливочного масла, сахара и молока в указанный период разы превышало соответствующие советские показатели (несмотря на повышение цен). Если в 1948 г. реальные зарплаты в среднем были на 20 % ниже довоенного уровня, то в 1952 г. они уже превышали довоенный уровень на 25 %. В целом на протяжении 1928—1952 гг. наибольший рост уровня жизни был среди партийной и рабочей элиты, в то время как для подавляющего большинства сельских жителей он не улучшился или ухудшился.