С конца 4 тыс. до н.э. в истории человечества наступает новый этап – появление первых цивилизаций. Важнейшей чертой является появление государств. Появление древнего мира (4 тыс. до н.э. – середина 1 тыс. н.э.) включает историю стран Древнего Востока и Античности ( древней Греции и Рима). Первое государство появляется 4 тыс. лет до н.э. в Южной Месопотамии (Шумер).
Особенности древневосточных цивилизаций:1.Традиционализм, т.е. традиционные образцы поведения и деятельности людей, вобравшие в себя опыт предков. Социальные, политические, культурные изменения происходят очень медленно. И многие поколения существуют в одних и тех же условиях. Отсутствовал конфликт «Отцов и детей».2. Коллективизм, как основа общественной жизни. Личные интересы подчинены общественным. Основная ячейка общества – община, которая определяет и контролирует все стороны деятельности человека. Вне общины человек не мог существовать.3.Восточная деспотия, как основная форма социально-политического устройства общества. Во главе государства деспот, фараон, правитель, обладающий всей полнотой власти. В восточной цивилизации не существует гарантий личных прав человека.
4. 2 вида собственности на землю: 1) общинная – принадлежит общине; 2) государственная, но верховным собственником всей земли было государство во главе деспота.5. Патриархальное рабство. Раб – человек ограниченный в правах.
Античность1. Классическое рабство. Раб не человек, а предмет собственности, вещь, принадлежащая свободному человеку.2. Основная форма политической организации общества – это полис (город, государство в древней Греции и гражданская община в отдельный период древнего Рима). Полис – это город-государство, в котором свободные граждане имели равные политические права не зависимо от их имущественного положения. Верховный орган власти - верховное собрание.3. Зарождение частной собственности. Не классическая частная собственность, а античный вариант. В античности верховным собственником земли являлась община. Семья имела надел земли, который нельзя было продавать.
4. Демократическая форма правления. Впервые появляется демократия и принцип защищенности. Имели право требовать минимум для существования. Появляются права человека, выборы.
Родился 21 марта 1685 г. в Эйзенахе, где отец занимал должность придворного музыканта. Рано потеряв родителей (Баху не было и десяти лет), мальчик переехал в Ордруф к старшему брату Иоганну Кристофу, у которого и учился музыке.
К 17 годам он играл на скрипке, альте, клавире и органе, пел в хоре. Баха пригласили в Веймар служить музыкантом при дворе. Это приглашение стало началом его карьеры, закончившейся в должности кантора (дирижёр хора, органист и сочинитель духовной музыки) в церкви Святого Фомы в Лейпциге (с 1723 г.).
Творческое наследие Баха огромно. Он создавал произведения во всех известных в то время жанрах, кроме оперы: оратории, кантаты, мессы, мотеты, музыку для органа, скрипки и фортепиано.
В Веймаре, где был прекрасный орган, Бах написал серию органных токкат (из них наиболее знаменита ре-минорная). В Лейпциге ему приходилось на каждой воскресной церковной службе исполнять новую кантату. Таким образом он стал автором 265 кантат (пять годовых циклов). Кроме духовных писал светские кантаты («Кофейная», «Крестьянская» и др.).
Полифонический жанр фуги Бах довёл до совершенства: в его «Хорошо темперированном клавире» (1722—1744 гг.) каждой тональности соответствуют отдельные прелюдия и фуга.
В цикле «Искусство фуги», над которым Бах работал последние десять лет жизни, представлены произведения, развивающие — каждый раз неповторимо — одну и ту же тему.
Вершинами вокально-инструментальной музыки явились композиции «Страсти по Иоанну» (1724 г.), «Страсти по Матфею» (1727 или 1729 г.), а также «Высокая месса си-минор» (1747— 1749 гг.).
Скончался 28 июля 1750 г. в Лейпциге, где жил постоянно с момента переезда туда.
Современники ценили творчество Баха, однако масштаб его дарования был осознан лишь спустя полвека после смерти композитора.