Нариманов — крупный азербайджанский романист и драматург. В своих произведениях он отражал этапы борьбы за раскрепощение Востока[51]. По своей художественной манере Нариманов — реалист-бытовик с публицистическим уклоном[62].
Нариман Нариманов создал ряд крупных художественных произведений, имевшие огромное значение для развития азербайджанской литературы. В 1895 году в Баку была опубликована пьеса «Беда от языка» или «Шамдан-бек»[63]. В 1896 году вышел его роман «Бахадур и Сона», или как сам автор его назвал «Маленький роман», в основе сюжета которого лежит любовь азербайджанского юноши Бахадура и армянской девушки Соны. Роман вызвал гневную реакцию у духовенства. Это произведение стало первым реалистическим романом в азербайджанской литературе[64]. Нариманов — автор первой в истории азербайджанской литературы исторической трагедии «Надир-шах» (1899)[65]. Долгое время царские власти воспрепятствовали постановки трагедии и она была поставлена на азербайджанской сцене лишь после Первой русской революции[63].
В повести «Пир» Нариманов выступает против религии, бичует фанатизм и разоблачает духовенство царской России. Это произведение — один из лучших образцов агитационно-пропагандистской, антирелигиозной литературы[62]. В этом же духе написана и другая повесть «Наданлык» («Невежество»)[2]. В 1915 году был опубликован его рассказ «Приключения одного селения»[66].
В литературно-критических статьях Нариманов рассматривал проблемы реализма в сочинениях Касум-бека Закира, Мирзы Фатали Ахундова, Джалила Мамедкулизаде, А. Сабира и др.[47]. Он отстаивал реализм, критиковал теорию «чистого» искусства[67]. Автор воспоминаний о В. И. Ленине[65].
По мотивам произведений Наримана Нариманова в 1956 году был снят фильм Шамдан-бек (азерб.)русск. (реж. Р. Казимовский (азерб.)русск.), а в 1962 году поставлена опера Бахадур и Сона (азерб.)русск. композитора Сулеймана Алескерова.
Для меня очень спорным является фраза о том, что наступил "конец истории" , что нельзя ничего изменить. Да, действительно, колосс в лице Советского Союза ушел с мировой арены, но на его место встают новые, современные колоссы: Стремительно набирающая вес в мире Россия, быстроразвивающийся Китай и другие. Они могут перевернуть мир, учитывая тр, что их взгляды далеко не всегда совпадают с мнением Запада. Для того, чтобы сдвинуть историю, достаточно какого-либо инцидента международного масштаба. Таким в нашем дивном новом мире является терроризм. Невозможно отрицать тот факт, что такие. террористические организации, как ИГИЛ и другие , набирают силу на Ближнем Востоке, и представляют все большую угрозу миру. Еще у меня не получается признать точку зрения автора касательно мощных военных инстанций, таких как армии НАТО, ООН и т.п. Несмотря на довольно большой военный контингент, им не удается останавливать различные конфликты, происходящие сейчас в мире. И наконец, одна из спорных фраз была о том, что богатство распределено от возможностей держав. Это не совсем верно, так как сегодняшняя ситуация похожа на времена расцвета Рима, Древнего Китая и других империй Конечно, они имели поистине огромные материальные и духовные богатства, но это не их от разгрома извне - от "менее культурных ", не таких богатых, но не менее агрессивных держав.
Понятно, что тут может смущать. Ведь в учебнике истории написано, что Рим был основан в 753 году до новой эры, а восстание Спартака, которое произошло 680 лет спустя, было в 73 году до новой эры! Но значит ли это, что люди древности считали годы наоборот? Как же считали они в таком случае возраст людей? Может, при рождении человека говорили, что ему семьдесят лет, а когда он умирал – ноль лет? А если этот человек прожил до девяноста? Тогда в момент смерти ему должно было быть минус двадцать лет! Получается неладно: разве можно узнать при рождении человека, сколько лет он проживёт? Люди в древности считали время, как и мы: от меньшего и большему числу лет. Но у разных народов древности было различное летосчисление. В древнем Китае, например, оно велось от первого дня царствования каждого императора. Умирал император, и летосчисление начинали сначала. В древнеримском государстве за начало счёта времени был принят год основания Рима, и по римскому счету восстание Спартака произошло в 680 году от основания Рима. В арабских государствах летосчисление начали с 622 года новой эры. Его называют первым годом хиджры (геджры). В 622 году основатель мусульманской религии и арабского государства Мухаммед (Магомет от преследования своих противников, был вынужден бежать из Мекки в Медину. Бегство было началом открытой борьбы со жрецами старой религии и вождями некоторых племён. Откуда же получился обратный счёт времени? А вот откуда. В европейских государствах уже два тысячелетия принято исчисление, введенное христианской религией. За исходную точку для счета был взят год, в котором будто бы родился Христос. (В старых учебниках истории так и писалось: "1700 год от рождества христова". А когда речь идет о событиях, случившихся до нового летосчисления, высчитывают за сколько лет до первого года новой эры они произошли. Вот и получается счёт в обратном порядке. Восстание Спартака произошло за 73 года до начала нашего летосчисления, значит, в 73 году до новой эры.) Стоит ли из-за этого менять летосчисление нет. Введение нового счета лет создало бы невероятную путаницу. Вместо введения другого счета мы просто говорим: "До или после новой эры". Это тем более справедливо, что первые века нашего исчисления совпадают с распадом рабовладельческого строя, существовавшего на земле несколько тысяч лет. А это поворот в истории человечества.
Нариманов — крупный азербайджанский романист и драматург. В своих произведениях он отражал этапы борьбы за раскрепощение Востока[51]. По своей художественной манере Нариманов — реалист-бытовик с публицистическим уклоном[62].
Нариман Нариманов создал ряд крупных художественных произведений, имевшие огромное значение для развития азербайджанской литературы. В 1895 году в Баку была опубликована пьеса «Беда от языка» или «Шамдан-бек»[63]. В 1896 году вышел его роман «Бахадур и Сона», или как сам автор его назвал «Маленький роман», в основе сюжета которого лежит любовь азербайджанского юноши Бахадура и армянской девушки Соны. Роман вызвал гневную реакцию у духовенства. Это произведение стало первым реалистическим романом в азербайджанской литературе[64]. Нариманов — автор первой в истории азербайджанской литературы исторической трагедии «Надир-шах» (1899)[65]. Долгое время царские власти воспрепятствовали постановки трагедии и она была поставлена на азербайджанской сцене лишь после Первой русской революции[63].
В повести «Пир» Нариманов выступает против религии, бичует фанатизм и разоблачает духовенство царской России. Это произведение — один из лучших образцов агитационно-пропагандистской, антирелигиозной литературы[62]. В этом же духе написана и другая повесть «Наданлык» («Невежество»)[2]. В 1915 году был опубликован его рассказ «Приключения одного селения»[66].
В литературно-критических статьях Нариманов рассматривал проблемы реализма в сочинениях Касум-бека Закира, Мирзы Фатали Ахундова, Джалила Мамедкулизаде, А. Сабира и др.[47]. Он отстаивал реализм, критиковал теорию «чистого» искусства[67]. Автор воспоминаний о В. И. Ленине[65].
По мотивам произведений Наримана Нариманова в 1956 году был снят фильм Шамдан-бек (азерб.)русск. (реж. Р. Казимовский (азерб.)русск.), а в 1962 году поставлена опера Бахадур и Сона (азерб.)русск. композитора Сулеймана Алескерова.