Новую победу восставшие одержали в долине реки По над наместником провинции Галлия. Путь через Альпы был свободен. Но тут Спартак изменил планы и повернул на юг. ... К Спартаку сбегались рабы со всей округи, и скоро собралось несколько тысяч человек. Сенат решил покончить с восстанием одним ударом. Против восставших был послан трехтысячный отряд. Римляне расположились у подножия Везувия. Чтобы не тратить силы на штурм, они перекрыли единственную тропу. Тогда восставшие сплели из лоз дикого винограда лестницы и по ним ночью спустились с Везувия, зашли римлянам в тыл и напали на них. Римляне не ожидали удара и были разгромлены.Римский сенат полностью осознал опасность. И принял чрезвычайные меры: НА Крассу прибыли со своими войсками полководцы Помпей и Лукулл.
Спартак не хотел дать полководцам объединиться. Он хорошо знал, что регулярное римское войско сильнее, и он дал решающее сражение в г. Апулии в 71 г. до н.э.
Восставшие сражались храбро, но силы их были не равны, они были разбиты. Сам Спартак пал на поле боя
Восстание Спартака потерпело поражение, потому что:
а) Рим имел огромное военное превосходство над восставшими рабами;
б) среди восставших постоянно возникали разногласия о дальнейших действиях;
в) Спартаку не удалось привлечь на свою сторону большого количества рабов;
г) у восставших не было ясного плана, их цели не раз менялись.
На суде покойный обращается к Осирису, а затем к каждому из 42 богов, оправдываясь в смертном грехе, которым тот или иной бог ведал. В этой же главе содержится текст оправдательной речи:
Слава тебе, бог великий, владыка обоюдной правды. Я пришел к тебе, господин мой. Ты привел меня, чтобы созерцать твою красоту. Я знаю тебя, я знаю имя твое, я знаю имена 42 богов, находящихся с тобой в чертоге обоюдной правды, которые живут, подстерегая злых и питаясь их кровью в день отчета перед лицом Благого. Вот я пришел к тебе, владыка правды; я принес правду, я отогнал ложь. Я не творил несправедливого относительно людей. Я не делал зла. Не делал того, что для богов мерзость. Я не убивал. Не уменьшал хлебов в храмах, не убавлял пищи богов, не исторгал заупокойных даров у покойников. Я не уменьшал меры зерна, не убавлял меры длины, не нарушал меры полей, не увеличивал весовых гирь, не подделывал стрелки весов. Я чист, я чист, я чист, я чист.
В этой же главе приводится речь, которая произносится при выходе из «чертога обоюдной правды» . Она интересна тем, что в ней покойный говорит:
…нет ко мне обвинения со стороны современного царя… Я явился к вам без греха, без порока, без зла, без свидетеля, против которого я бы сделал что-либо дурное…
Он, как на настоящем судебном процессе, доказывает что обвинение против него необоснованно, что нет свидетелей против него. Что особенно интересно, с этой речью он обращается к 42 богам, которых можно назвать присяжными, которых он «умилостивил тем, что им приятно»
Кого в Древнем Египте считали хорошим человеком?
Египтяне верили, что душа человека после смерти попадает в "царство мёртвых". Распоряжается там бог Анубис, которого изображали с телом человека и черной головой шакала. Взяв умершего за руку, он вел его на суд Осириса, который восседал на троне. Умерший, стоя в белых одеждах, клялся: "Я не делал зла. Я не убивал. Я не приказывал убивать. Я не крал. Я не лгал. Я не был причиной слёз. Я не поднимал руку на слабого. Я не завидовал. Я не сквернословил. Я не говорил дурного о царе. Я не пренебрегал богам. Я чист, я чист, я чист, я чист!"
Показания умершего записывал Бог Тот. Правдивость клятвы проверяли: сердце человека клали на одну чашу весов, а на другую - фигурку богини правды Маат. Равновесие означало, что умерший не солгал, значит он был добрым и праведным человеком.
Рядом с весами опиралось на передние лапы свирепое чудовище с телом льва и зубастой пастью крокодила. Оно готово было проглотить того, кто солгал и при жизни творил зло. А праведника пропускали на чудесные поля мёртвых.