Можно выделить большой размер семьи (как правило, все семьи были многодетными, в них было около 10 детей), быт и религия были тесно переплетены (так, после рождения ребенка крестили, а все праздники были обязательно «божественные») + было четкое сословное расслоение (в селе жили крестьяне, в городе – мещане, ремесленники и так далее).
Как формировалась самобытная культура различных народов России?Самобытная культура различных народов России формировалась из особенных условий жизни и их обитания. Например, в центральной России люди жили в селе, в землянке, у них было место, где они занимались хозяйством и имели скот. У кочевых народов все иначе – их образ жизни не позволял им заниматься сельским хозяйством также масштабно и поэтому их кухня преимущественно мясная, а дома как юрты переносные. Или взять в пример карелов, которые жили на берегах озер, часто ездили на лодках, питались в основном рыбой и кашами.
Каким образом складывалась единая российская культура?Единая российская культура складывалась под давлением политики, так как освободившись от монгольской зависимости, в период централизации политики использовали культуру как инструмент объединения: храмы строились в честь побед в войнах, а книги писались исключительно про царей.
Пётр I отменил действующий в России календарь и ввёл юлианский календарь, по которому Новый год праздновался не осенью (1 сентября), а 1 января, и календарь стал отмечаться с 1 января 1700 года [10] от Рождества Христова вместо 7208 (по византийской эре от сотворения мира). По юлианскому календарю Россия жила до 1918 года, когда Советская власть ввела григорианский календарь, на который к XX веку перешли все страны Европы.
После возвращения из Великого посольства Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями старорусского образа жизни (наиболее известен запрет на бороды), но не менее обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета[11], появляются переводы многих книг на русский. Успех по службе Пётр поставил для дворян в зависимость от образования.
При Петре в 1703 появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами. До того числа обозначались буквами с титлами (волнообразными линиями). В 1710 Пётр утвердил новый алфавит с упрощённым начертанием букв (церковнославянский шрифт остался для печатания церковной литературы), две буквы кси и пси были исключены. В 1724 Пётр утвердил устав организуемой Академии наук (открылась в 1725 после его смерти).
Особое значение имело строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царём плану. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта и времяпрепровождения (театр, маскарады). Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр.
Специальным указом царя в 1718 были введены на западный манер ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличии от прежних застолий и пиров. Таким образом знатные женщины смогли впервые приобщиться к культурному досугу и общественной жизни.
Реформы, проведённые Петром I, затронули не только политику, экономику, но также искусство. Петр приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в Голландию и Италию. Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры» стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство.
Постепенно в правящей среде складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений.