В первые столетия Средневековья люди совмещали занятия ремеслом и земледелием. Крестьянин сам делал необходимые в его хозяйстве утварь и орудия труда. Изредка он обращался к услугам деревенского кузнеца и ремесленников, работавших в феодальном поместье. Деревенские ремесленники не могли прокормиться за счет своего труда. Свои неказистые изделия они отдавали в счет повинностей, которые несли в пользу феодала. Чтобы прокормить семью, ремесленнику приходилось работать в поле и на огороде.
Успехи сельского хозяйства и рост урожаев привели к появлению у крестьян излишков продуктов. Продав их, крестьянин выручал несколько монет. Теперь он мог позволить себе купить вещь, которую не мог изготовить сам: тонкостенную гончарную посуду, кожаные сапоги, красивую ткань или искусно изготовленный дверной замок. У крестьян теперь появилось больше времени для лучшей обработки земли, что еще больше повышало ее урожайность.
Дорожа своими деньгами, земледелец покупал товар у того деревенского ремесленника, у которого этот товар был лучшим. Ремесленники оказывались перед выбором: либо продолжать совмещать занятия ремеслом и земледелием, либо заниматься только ремеслом. В изделие надо было вкладывать все свое умение и мастерство, нужно было приобретать сырье, новые, более совершенные инструменты. Ремесленники все меньше и меньше работали в поле. Часть из них стала жить только за счет своего ремесла. Они превращали свой дом в мастерскую. Свои изделия такие ремесленники продавали или меняли на продукты питания. Крестьяне не могли приобретать много изделий — денег у них было мало. Поэтому ремесленнику приходилось искать покупателей на стороне, далеко от своего дома. Однако ему по-прежнему нужно было работать на феодала. Постепенно наиболее искусные из ремесленников, чьи изделия пользовались хорошим спросом и приносили неплохой доход, стали вместе с семьями перебираться в города.
.Реформы Александра проходили в духе «умеренного либерализма», их основой стала внутренняя политика Петра I и Екатерины II; однако они были менее радикальны – без принудительного бритья бород и запрета литераторов, которые не восхваляют императора (как было, например, с Радищевым, которого Александр, кстати, вернул из ссылки). Вернув привилегии дворянам, император не забыл и о крестьянах. В 1803 году Александр Павлович издал Указ о вольных хлебопашцах. Согласно этому закону, крестьяне, наконец-то, получили возможность освободиться от крепостничества. Таких возможностей было три: за выкуп; за исполнение повинности; по воле самого помещика. Эта реформа стала основой будущей отмены крепостного права в 1861 году. А за время правления Александра волю получило до двух процентов крестьян, что, для начала, было уже неплохо. Вместо принудительного набора рекрутов он ввел систему военных поселений – военно-земледельческих образований в основном из казаков и крестьян. В этих поселениях происходило обучение и формирование военных кадров. Оттуда он и планировал пополнять армию в случае войны.
В первые столетия Средневековья люди совмещали занятия ремеслом и земледелием. Крестьянин сам делал необходимые в его хозяйстве утварь и орудия труда. Изредка он обращался к услугам деревенского кузнеца и ремесленников, работавших в феодальном поместье. Деревенские ремесленники не могли прокормиться за счет своего труда. Свои неказистые изделия они отдавали в счет повинностей, которые несли в пользу феодала. Чтобы прокормить семью, ремесленнику приходилось работать в поле и на огороде.
Успехи сельского хозяйства и рост урожаев привели к появлению у крестьян излишков продуктов. Продав их, крестьянин выручал несколько монет. Теперь он мог позволить себе купить вещь, которую не мог изготовить сам: тонкостенную гончарную посуду, кожаные сапоги, красивую ткань или искусно изготовленный дверной замок. У крестьян теперь появилось больше времени для лучшей обработки земли, что еще больше повышало ее урожайность.
Дорожа своими деньгами, земледелец покупал товар у того деревенского ремесленника, у которого этот товар был лучшим. Ремесленники оказывались перед выбором: либо продолжать совмещать занятия ремеслом и земледелием, либо заниматься только ремеслом. В изделие надо было вкладывать все свое умение и мастерство, нужно было приобретать сырье, новые, более совершенные инструменты. Ремесленники все меньше и меньше работали в поле. Часть из них стала жить только за счет своего ремесла. Они превращали свой дом в мастерскую. Свои изделия такие ремесленники продавали или меняли на продукты питания. Крестьяне не могли приобретать много изделий — денег у них было мало. Поэтому ремесленнику приходилось искать покупателей на стороне, далеко от своего дома. Однако ему по-прежнему нужно было работать на феодала. Постепенно наиболее искусные из ремесленников, чьи изделия пользовались хорошим спросом и приносили неплохой доход, стали вместе с семьями перебираться в города.