Средневековый город – уникальное место, которое сплочало людей и было отражением жителей этого города.
В первую очередь, средневековый город был местом, который защищал своих жителей. Вот уж, действительно, мой дом – моя крепость. Средневековые жители вполне могли так сказать. Все города возникли с целью защиты от опустошительных набегов. Поэтому города всегда были закрыты стенами, имели элементарное укрепление в виде рва, заполненного водой и частоколом.
Средневековый город был местом сосредоточения ремесленников, которые становились ими, бежав в город. Раньше многие жители города были крестьянами, но бежали в город от собственных господ. В городе они были свободны уже через 1 год и 1 день. Потом какие-то ремесленники перестроились в купцов. Потому что основная масса горожан промышляли ремеслом и торговлей, хотя поля и пастбища у города тоже были, скот выгуливался прям на улицах города.
Все силы города были брошены на укрепление, о канализации и прочном материале, который не позволит сгорать целым кварталам, задумались не сразу.
Города делали людей свободными и были свободны, поэтому жители сразу обращались в рыночные отношения, организовывали цехи и сами управляли своей территорией, становясь такими могущественными, что могли себе позволить борьбу за независимость.
Распространенный миф гласит, что в Средние века жизнь женщины протекала в уединении, едва ли не в заточении, была строго ограничена пределами внутренних покоев и включала, в общем, небольшой набор занятий – воспитание детей, уход за больными, рукоделие.
Однако
В пределах трех сословий можно рассмотреть пять групп женщин:
- женщины из класса свободных землевладельцев (жены йоменов, рыцарей, хозяйки маноров);
- монахини (преимущественно – представительницы высших сословий, женщины из знатных рыцарских, а также зажиточных торговых семей);
- полноправные горожанки; женщины более низкого сословия, но также проживавшие в городах;
- представительницы крупнейшего сословия Средних веков, чьи права и обязанности были закреплены феодальной традицией;
- крестьянки, батрачки, сервки.
Хозяйке манора зачастую приходилось управлять землями супруга (фермами, замками и т.д.) единолично. При необходимости она распоряжалась сотнями акров земли, урожаем, скотом и недвижимостью, многочисленными работниками и их имуществом, участвовала в судебных тяжбах, отбивала вооруженные атаки, а иногда даже участвовала в них сама.
Часто в их обязанности входило: - поддерживать дома арендаторов в надлежащем состоянии; - участвовать в судебных тяжбах; - присматривать за ходом полевых работ и наказывать нерадивых работников; - организовать оборону манора, если потребуется. - отвечать за ведение хозяйства в доме с сотнями слуг и домочадцев и т.д.
Понятно, что подобный спектр обязанностей требовал обширных познаний в области юриспруденции, бухгалтерского дела, сельского хозяйства и военного искусства, не говоря уже о кулинарии, медицине и рукоделии.
«Женщина, которая живет в своем поместье, должна быть мудра. Она должна обладать смелостью мужчины. Ей не следует угнетать арендаторов и работников, но надлежит быть справедливой и твердой. Она должна следовать словам мужа и мудрых советчиков, чтобы люди не думали, что она поступает исключительно по своей воле. Она должна знать законы ведения войны, чтобы командовать своими людьми и защищать свои земли, если на них нападут. Она должна знать все, что касается дел ее мужа, чтобы выступать как посредник в его отсутствие или же действовать в своих интересах, оставшись вдовой. Она должна умело управлять работниками. Чтобы надзирать за ними, она должна разбираться в сельском хозяйстве. У нее всегда должны быть необходимые запасы для пряжи и тканья, потому что рачительная хозяйка порой приносит больше дохода, чем пахотное поле».
Статистика показывает, что в Англии и Франции примерно 7-10% женщин так и не вступали в брак. Для представительниц высшего сословия монастырь с определенного момента стал вполне приемлемой альтернативой семейной жизни. В монастыри принимали девушек, чьи родственники не могли или не хотели подыскивать им мужей; монастырь служил как тюрьмой для мятежниц, так и надежным пристанищем для интеллектуалок; он был единственной альтернативой браку для знатных женщин, которые, в отличие от представительниц других сословий, по рождению были лишены возможности выбора.
Поскольку монастыри находились на самообеспечении, монахини работали как минимум 5-6 часов в день, повинуясь уставу св. Бенедикта, который гласил: «Праздность – враг души». Настоятельница женского монастыря – один из влиятельнейших статусов, доступных для женщины в Средние века. Она отвечала не только за духовное окормление своей паствы, но и управляла монастырем точь-в-точь, как благородная дама – поместьем.
В XII-XIII вв. монахини исполняли все необходимые виды работ; записи, сделанные в монастыре св. Радегунды, свидетельствуют о том, что они сами выносили мусор и таскали воду, рубили дрова, готовили пищу, прибирались, мыли посуду (в конце Средних веков выше перечисленным уже будут заниматься слуги) и, более того, лично работали в монастырских кузнях и рыли могилы для погребения умерших сестер. Монахини шили облачения (в рукоделии особенно отличались бенедиктинки) и переписывали книги (своими скрипториями, преимущественно, славились женские монастыри в Германии). Многие монастыри также предоставляли убежище для вдов и благородных девиц, которые жили и трудились бок о бок с монахинями, хоть и не приносили обетов.
И для невинных развлечений место вполне находилось (натурально невинных, кроме шуток! В XI-XII веках в английских документах встречаются вполне нейтральные упоминания о том, что по праздникам монахини вместе с монахами из соседних монастырей на каком-нибудь общественном лугу вместе танцуют (!) и играют).
Свободная горожанка – это представительница буржуазии, женщина из торговой или ремесленной семьи. От нее требовалось не только вести хозяйство, но также и мужу в мастерской или в лавке. Горожанка могла как заниматься ремеслом вместе с ним, так и иметь собственное дело; количество «самостоятельных женщин» (т.н. femmes soles) особенно возросло после Великой чумы, когда рабочих рук катастрофически не хватало.
В первую очередь, средневековый город был местом, который защищал своих жителей. Вот уж, действительно, мой дом – моя крепость. Средневековые жители вполне могли так сказать. Все города возникли с целью защиты от опустошительных набегов. Поэтому города всегда были закрыты стенами, имели элементарное укрепление в виде рва, заполненного водой и частоколом.
Средневековый город был местом сосредоточения ремесленников, которые становились ими, бежав в город. Раньше многие жители города были крестьянами, но бежали в город от собственных господ. В городе они были свободны уже через 1 год и 1 день. Потом какие-то ремесленники перестроились в купцов. Потому что основная масса горожан промышляли ремеслом и торговлей, хотя поля и пастбища у города тоже были, скот выгуливался прям на улицах города.
Все силы города были брошены на укрепление, о канализации и прочном материале, который не позволит сгорать целым кварталам, задумались не сразу.
Города делали людей свободными и были свободны, поэтому жители сразу обращались в рыночные отношения, организовывали цехи и сами управляли своей территорией, становясь такими могущественными, что могли себе позволить борьбу за независимость.