Основным экономическим фактором была не земля , а капитал. Это обусловило осо-бую социальную структуру общества и необычную для средневековой Руси форму го-сударственного правления. Новгородское боярство организовывало торгово-промышленные предприятия , торговлю с западными соседями ( городами ганзейского торгового союза ) и с русскими княжествами.
По аналогии с некоторыми регионами средневековой Западной Европы (Генуя , Ве-неция) в Новгороде сложился своеобразный республиканский (феодальный) строй. Раз-витие ремесел и торговли , более интенсивное , чем в других русских землях (что объ-яснялось выходом к морям) , потребовало создания более демократичного государст-венного строя. Основой для такой политической системы стал довольно широкий сред-ний класс новгородского общества : житьи люди занимались торговлей и ростовщиче-ством , своеземцы (своего рода хуторяне или фермеры) сдавали в аренду или обрабаты-вали землю , купечество объединялось в несколько сотен (общин) и торговало с рус-скими княжествами и с “заграницей” (гости).
Городское население делилось на патрициат (“старейших”) и “черных людей”.
Новгородское крестьянство состояло , как и в других русских землях , из смердов-общинников , половников – зависимых крестьян , работающих “из полу” за часть про-дукции на господской земле , и закладников , “заложившихся” , поступивших в кабалу , и холопов.
Вид жилья зависел от природных условий местности, вида занятий и уровня благосостояния его владельца. Крестьянские избы почти не изменились с древних времен до ХХ века А вот городские дома, дворцы и замки при средних веков претерпели изменений. Строили дома, в зависимости от материального положения и доступных материалов, дерева, камня или делали глинобитными. Камень дорого стоил, поэтому использовался преимущественно для строительства церквей, дворцов и замков.
Общим для жилья представителей разных общественных слоев в раннем средневековье было внутреннюю планировку. В большинстве зданий не было отдельных комнат. Люди спали, ели и готовили еду в одной комнате. Только с XI - ХIII вв. зажиточные горожане и крестьяне начали отделять спальни от кухонь и столовых. Много комнат появилось во дворцах и замках представителей знати. Однако все комнаты располагались одна за другой, и для того, чтобы попасть из одной части дворца в другую, нужно было пройти все помещения.
В большей части Европы крестьянские дома строили из дерева, на юге, где этого материала не хватало, предпочтение отдавали камня. Крыша покрывали соломой или камышом. В одном помещении спали, готовили пищу, ели. Отопления помещения и приготовления пищи осуществляется открытого очага, постепенно заменила печь. Когда разводили огонь, дым выходил через отверстие в потолке. Дымоходы появились погодя. Маленькие оконца не имели стекол, закрывали их деревянными ставнями, кожей или пузырем. В холодное время крестьянская семья часто жила в одном помещении со скотом.
Вся обстановка дома состояла из грубо сбитого стола, нескольких рядов вдоль стен, сундуки для хранения праздничной одежды, что его наживали годами и передавали по наследству. Спали на широкой кровати или на скамьях. Постелью был сеновал или матрас, набитый соломой
Человек средневековья в своей жизни почти не имела возможности остаться в одиночестве. Подтверждением этого были тогдашние мебель. Кровать делалось очень большим и на нем, как правило, кроме хозяев, отдыхали также гости. Это считалось признаком гостеприимства. Балдахин - своеобразный "крыша" над кроватью - защищал отдыхающих от насекомых, которых было достаточно в домах.
Простые люди спали преимущественно на скамьях или сундуках. Большинство мебели была грубой и простой работы. Однако состоятельные заказывали ремесленникам мебель резные, инкрустированные драгоценными металлами и камнями. Привычных для нас шкафов не существовало - вещи хранились в сундуках. Шкафы с выдвижными ящиками распространились из Италии, где их начали изготавливать с XII в.
Отапливали дома очагами или каминами. Печи появились лишь в начале XIV века, когда их позаимствовали у северных народов и славян. Освещали жилье сальными свечами и масляными лампами. Дорогие восковые свечи могли приобрести только богатые люди.
Вид большинства средневековых европейских домов отвечал высказывания: "Мой дом - моя крепость". И для этого было много серьезных оснований.