Усени в конце IV века потерпели поражение, а Жетысу стал ареной военных действий. В V веке отряды жужаней полностью вытеснили усуней из степи. Дальнейшее их движение на запад было остановлено кангарами. Только в 551 году телесские племена в союзе с Китаем смогли разгромить жужаней. За несколько лет они достигли Аральского моря. Значительное сопротивление тюркам оказали уары и хиониты. К 558 году была образована большая кочевая империя от Едиля до Хинганских гор. С этого времени начинается история Тюркского каганата.
Империя тюрков с самого начала стала рядом с мировыми империями. Он контролировал почти весь Великий Шелковый путь. Тюркская знать получала колоссальную прибыль от караванной торговли.
Территория тюркского каганата
В 553 году Тюркский каганат контролировал территории Центральной Азии, Алтая и Южной Сибири. Отуз-татары, кидани, татабы, енисейские кыргызы принимали подданство тюрков. Крупные государства на севере Китая Ци и Чжоу платили каганату дань. Таким образом, Тюркский каганат стал сильнейшим государством того времени.
В 555 году каган Истеми, управлявший западными территориями, присоединяет к каганату территорию современного Казахстана с Приаралье и Сырдарью. Через три года тюркам принадлежат земли до Едиля и Жайыка. Расстановка сил в Центральной Азии кардинально изменилась. Основным соперником Тюркского каганата оказалось эфталитское государство, которое брала дань с Ирана. Эфталитом принадлежала территория от Северной Индии до Каспийского моря. Тюрки решили наладить дипломатические отношения с Ираном, но эфталиты восприняли это как заговор. Они убили тюркских послов. Однако эффект от убийства был противоположным – тюркский каганат отдал свою дочь в жены иранскому шаху, создав междинастический союз.
В 564-567 годах у эфталитов отвоевали Тохаристан и Бухару, сто привело к полному исчезновению эфталитского государства. Его территория была разделена между Тюркским каганатом и Ираном. Однако экономические интересы, а именно поставка шелка, ослабили союз иранцев и тюрков. Китай выплачивал дань Тюркскому каганату шелком, а Иран рассматривался в качестве рынка сбыта и транзитного коридора на Ближний Восток. Иранские власти, опасаясь ценового демпинга и конкуренции на мировом рынке, чинили препятствия тюркским купцам. Развязалась кровопролитная война. Тюркский каган заручился поддержкой Византии. В 568 году захвачен Гурган, процветающий город древнего мира. Только в 571 году был заключен мир с Ираном, а тюрки получили территории за Амударьей и получали ежегодную дань.
Тюркские купцы проложили новый путь на севере к Византии, предварительно захватив Северный Кавказ и получив доступ к Черному морю. При Таспар-кагане 572-581 году Тюркский каганат достиг максимального расцвета. Империи принадлежали земли современной России, Китая, Казахстана, Узбекистана, Монголии, Кыргызстана, Туркменистана, Таджикистана. Тюркский каганат на западе граничил с Черным морем, на востоке – с Маньчжурией, на севере – Енисеем и на юге – с Амударьем.
индустриализацию — постоянно нарастающее использование машин в производстве, начало которому положил промышленный переворот в Англии во второй половине XVIII в.;
урбанизацию — небывалый рост городов; город впервые в истории получает экономическое преобладание, оттесняя на второй план деревню;
демократизацию политических структур, закладывающую предпосылки для становления гражданского общества и правового государства. Принципиально другим становится отношение к государственной власти: она лишается в глазах людей Божественной санкции, ее воспринимают рационально, о ней судят по результатам более или менее удачных действий тех, кому общество вручило бразды правления. Не случайно эпоха модернизации — это эпоха революций, сознательных попыток насильственным путем переустроить мир.
просвещение — невероятно быстрый по сравнению с эпохами рост знаний о природе и обществе, а также секуляризацию — освобождение духовной и социальной жизни от влияния церкви — и развитие атеизма.
Все эти процессы, неразрывно связанные друг с другом, меняли облик человека, его систему ценностей и прежде всего представления о своем месте и роли в жизни. Человек традиционной цивилизации был уверен в стабильности окружавшей его природы и общества, в котором он жил. И то, и другое воспринималось как нечто неизменное, существующее согласно изначально данным Божественным законам. Современный человек смотрит на общество и природу иначе, считая, что их возможно и даже желательно контролировать и видоизменять. Модернизированный человек — это мобильная личность, которая быстро при к изменениям, происходящим в окружающей жизни. В отличие от человека средневекового он не ограничен социальными рамками своего сословия, корпорации или географическими рамками своего города, родной деревни. Поэтому современный человек ощущает себя частью более крупной общности — класса или нации. Иным становится и массовое сознание. Благодаря распространению грамотности и появлению средств массовой информации пропасть, отделявшая его в средние века от сознания интеллектуальной элиты, сужается.