В середине XIX в. крепостническая экономика России находилась в состоянии серьезного кризиса. Это выразилось, в частности, в росте крестьянских повинностей и платежей, временами достигавших предельного уровня, за которым крестьянскому хозяйству грозило неминуемое разорение. Оборотной стороной разорения крестьянского хозяйства становилось оскудение поместного дворянства, которое для поддержания привычного уровня жизни все чаще закладывало имения. В 50-х гг. 2/3 помещичьих имений было заложено и перезаложено.
В 30-х гг. в России начался промышленный переворот. Однако он сдерживался слабым развитием рынка свободной рабочей силы. Большинство рабочих оставались крепостными-отходниками. Поэтому они сохраняли тесные связи с деревней, вынуждены были возвращаться туда во время сельскохозяйственной страды.
Среди историков нет единства в мнении, исчерпал ли крепостнический строй к середине XIX в. возможности дальнейшего экономического развития. Ясно, однако, что сохранение крепостного права обрекало Россию на растущее экономическое отставание от ведущих европейских держав. Крепостное право порождало постоянные волнения крестьян. Их выступления были разрозненными, малочисленными, легко подавлялись властями и сами по себе не создавали угрозы свержения существующего строя. Однако постоянное недовольство крестьян беспокоило власть и дворянство, напоминая о возможности новой пугачевщины.
Отмена крепостного права затрагивала жизненные основы огромной страны. Александр II решался взять ответственность всецело на себя. В конституционных государствах все крупные мероприятия сначала разрабатываются в соответствующих министерствах, затем обсуждаются в Совете министров, а затем вносятся в парламент, которому принадлежит решающее слово. В России в то время не было ни конституции, ни парламента, ни Совета министров. Поэтому потребовалось создать громоздкую систему центральных и местных учреждений специально для разработки крест
Катарсис, если призвать на образ, - это анти-Харон, перевозящий умерших на берега жизни и не берущий за свои великие услуги ни единого обола. Садись любой желающий в его лодку и ему переплыть смертные реки песней своей души!
Когда-то, во времена древних греков, катарсис успешно применялся в театральном искусстве. Не зная усталости, на театральных подмостках происходили чудеса преображения внутреннего облика человека. Потом катарсис вышел из моды, стал ненужным. Уже во времена Сократа в театре господствовал метод комедии, и чаша яда, выпитая этим великим философом, явилась достойным ответом той клевете, которую обрушили на него театральные подмостки родной Греции.
С гибелью греческой цивилизации погибло многое из достижений ее великой культуры, но только не катарсис. Сам Христос вернул его миру, явив чудо преображения на высокой горе и чудо воскресения из мертвых. Метод катарсиса был успешно перенесен им из сферы душевной в сферу духовную, явив доказательство поистине безграничных возможностей этого метода. И если закат христианской цивилизации сегодня очевиден каждому здравомыслящему человеку, то произойдет он исключительно по причине забвения универсального творческого метода катарсиса, преобразителя духа и души.
Похоже, что сам процесс смены цивилизаций на нашей планете только для того и существует, чтобы человечеству, склонному к отставанию от общей программы развития Вселенной, выучить надлежащий урок.
Когда человечество поймет, что катарсис есть птица Феникс, посланная ему для самим Отцом Небесным, оно полюбит эту могучую птицу и вознесется в Сердце Отца.