К IX в. на обширной территории Вос-Киевской руси точной Европы образовалось восточнославянское Древнерусское государство с центром в Киеве. Северо-западная часть современной Воронежской области в бассейне Верхнего и Среднего Дона оказалась его далекой юго-восточной окраиной. Много неразгаданного еще таит в себе древнерусская история. Немало загадок и в истории Воронежского края периода Киевской Руси. Например, ученые высказывают разные мнения о том, когда восточные славяне поселились на территории края.Одни исследователи считают, что славянские поселения существовали здесь уже в III - IV вв., другие - в VI - VII вв., третьи - в VIII - X вв., четвертые - не ранее чем с IX в. Сомневаются пока ученые и в том, к какому из восточнославянских племенных союзов относить славянских жителей Придонья. Большинство ученых полагают, что здесь жили вятичи. Но в литературе есть и другие мнения, согласно которым тут жили северяне, радимичи, а возможно, самобытная группа донских славян.Есть и точно установленные факты. Хорошо известно, что в IX - X вв. восточные славяне заселяли не только берега Дона, но жили также на берегах Воронежа и других донских притоков. По р. Воронеж славянские поселения тянулись почти непрерывной цепью от с. Чертовицкого Рамонского района до с. Шилова Хохольского района; по Дону - от г. Семилуки до хутора Титчиха Лискинского района. Найденные на городищах вещественные памятники рассказывают о том, как протекала жизнь славян на юго-восточной окраине Руси.Главными противниками восточных славян в IX-X вв. были кочевники-печенеги. Для защиты от печенежских набегов строил крепости на Днепре киевский князь Владимир Святославич. С этой же целью укрепляли свои поселки славяне на Дону. Степи, в которых кочевали печенеги, начинались почти сразу за их поселениями и тянулись далеко к югу, юго-востоку и юго-западу. Одной из опорных славянских крепостей на Дону была крепость, расположенная в 600 м севернее хут. Титчиха. Ее жителям, вероятно, приходилось не раз отбивать нападения кочевников и выдерживать их осаду. Свое поселение они укрепили системой высоких валов и глубоких рвов, деревянным частоколом.Хозяйственная деятельность славян на Дону мало чем отличалась от занятий славян других районов Руси. Землю пахали плугом или ралом с железным наконечником, бороновали деревянной бороной, урожай собирали серпами и косами. Все эти орудия труда или их части нашли археологи на Титчихинском и других городищах Придонья. Для хранения зерна славяне обычно использовали специальные зерновые ямы. Хранить зерно здесь было удобно, ибо оно не прорастало и не гнило. Среди домашних животных у восточных славян Придонья преобладали крупный рогатый скот и свиньи.Природные условия леса и степи, характерные для нашего края, благоприятствовали занятиям охотой. На охоту восточные славяне Придонья выходили обычно со стрелами. Железные и костяные наконечники для стрел во множестве сохранились на славянских городищах. О распространении рыболовства свидетельствуют остатки костей и чешуи рыб, находки рыболовных снастей и орудий для плетения сетей. Ученым удалось установить, что в Дону и его притоках в то время водились щуки, сомы, судаки, лещи, караси, лини, окуни, стерлядь и севрюга.Среди славян, живших в нашем крае в IX - X вв., было немало умелых мастеров - гончаров, ювелиров, металлургов и плотников. Были среди них и торговцы: на городищах славян Придонья археологи находят предметы, изготовленные в Средней Азии, Хазарии, Северном Причерноморье, северных районах Киевской Руси.Что касается общественного строя у восточных славян Придонья в IX - XI вв., то здесь, как и всюду в Древнерусском государстве, в это время складывались раннефеодальные отношения. Сельская община становилась основной организацией славянского общества. Она объединяла людей не по родству, а по территориально-хозяйственному принципу. Значительную роль в жизни территориальной общины начинала играть частная собственность на землю, орудия труда, бытовой инвентарь и продукты потребления. Развитие частной собственности приводило к экономическому неравенству.
Выберешь что нужно!) Одежда мужчин в классическую эпоху состояла из двух частей. Нижней, нательной одеждой был хитон. Его делали из прямоугольного куска ткани (примерно в 1 метр шириной и около 1,8 метра длиной), который складывали пополам по вертикали и закалывали на плечах пряжками-фибулами. Для большей свободы движений во время гимнастических и военных упражнений пряжку на правом плече отстёгивали. Низ хитона обязательно подшивали (не подшитый, обтрёпанный низ был знаком траура или рабства). Носили хитон всегда с поясом, иногда даже с двумя. Длина хитона зависела от возраста и социального положения человека: чаще всего он доходил до колен, но жрецы и должностные лица при исполнении обязанностей, а так же трагические актёры во время представлений носили длинные (до лодыжек) хитоны; воины, напротив, обычно укорачивали хитоны до самых бёдер.Во время работы надевали ещё более простую одежду — экзомис, представлявший собой кусок грубого полотна, пропущенный под правой рукой, скреплённый на левом плече и подпоясанный. В отличие от хитона, эксомис почти не образовывал складок; его назначением было прикрывать тело, а не обрисовывать его. Это вполне соответствовало эстетическим вкусам древних греков, которые считали, что тело человека, вынужденного заниматься физическим трудом, будь то раб или свободный, развивается диспропорционально, не отвечает канонам красоты и потому не заслуживает того, чтобы привлекать к себе вниманиеХитон был, по преимуществу, домашней одеждой. Появляться в общественных местах в одном хитоне считалось неприличным для взрослого свободного человека. Выходя на улицу, греки обязательно надевали поверх хитона плащ. Чаще всего носили гимантий , но юноши и воины предпочитали небольшой плащ овальной или полукруглой формы — хламис, который накидывали на спину и плечи, скалывая на груди пряжкой. Иногда хламис застёгивали на правом плече, оставляя правую руку свободной..
Костюмы греческих женщин подчинялись тем же эстетическим требованиям, что и мужские. Однако этические соображения того времени требовали, чтобы женский костюм был более длинным, более закрытым.Нижней одеждой, как и у мужчин, служил полотняный или шерстяной хитон. Известны были два вида хитонов — дорийский и ионийский. Дорийский хитон делался из куска ткани прямоугольной формы, длиной 2 и шириной 1,8 метра. Его складывали пополам в долевом направлении и отгибали верхний край на 50-70 сантиметров. Получившийся отворот — диплодион — напоминал короткую кофту без рукавов. На плечах хитон застёгивали фибулами, на груди драпировали. Долевые края часто оставляли несшитыми, и они ниспадали сбоку красивыми складками. При ходьбе несшитая сторона хитона распахивалась, позволяя видеть обнажённый правый бок и ногу. Иногда хитон имел над талией напуск — колпос. Он получался следующим образом: хитон, более длинный, чем обычно, опоясывали на талии, а затем часть хитона подтягивали поясом и спускали над ним. Часто у хитона были одновременно и колпос, и диплодион.В дорийский хитон одевались главным образом спартанские женщины.Афинянки же отдавали предпочтение более широкому и длинному ионийскому хитону, состоявшему из двух кусков ткани, шириной до запястья горизонтально вытянутых рук. Их соединяли застёжками от плеч до локтей, собирая ткань в мелкие симметричные складки, по бокам сшивали и подпоясывали (носить хитоны без пояса позволялось лишь танцовщицам). Хитоны часто украшались вышитым или расписным орнаментом. Орнамент располагали в виде каймы по нижнему краю хитона и диплодиона, а иногда покрывали им всю ткань.Верхней женской одеждой был пеплос. По форме и драпировки он походил на хитон, но был длиннее и гораздо шире — для его изготовления брали отрез ткани до 3-4 метров длиной. Пеплос предназначался главным образом для торжественных случаев. В обыденной жизни женщины, выходя на улицу, заворачивались в прямоугольный плащ, который напоминал мужской гиматий, но был меньше по размеру и наряднее отделан. Носили также хлайну — небольшой плащ из тонкой ткани, собранный в пышные складки. Его отгибали на 1/3, пропускали под левой рукой и завязывали или застёгивали на правом плече. Если было очень холодно, на плечи набрасывали сложенный вдвое шерстяной платок— диплакс. Вот!))