да
Объяснение:
Одним из самых спокойных для граждан Советского Союза был период застоя. Застой в СССР кратко характеризуется многими учеными, как период, в которой все сферы жизни государства пребывали в состоянии стабильности. Не было ни экономического кризиса,, ни технического прогресса. В истории государства этот период по праву можно назвать расцветом Как и все другие периоды, у этого нет четко выделенного срока. Ученые часто не соглашаются друг с другом, споря о начале и завершении периода застоя. Большинство сходится во мнении, что застой - это период, который длился примерно 20 лет, начиная от прихода к власти Брежнева (1964 год), и до прихода к власти Горбачева, а точнее, начала реализации его политики Перестройки в 1986 году. Именно Горбачев впервые охарактеризовал застой в СССР, кратко он выразил это тем, что в развитии государства и общественной жизни проявились застойные явления. Таким образом общепринятым названием этого периода мы обязаны именно Горбачеву. Не стоит воспринимать период застоя как сугубо негативное явление. Нельзя не отметить, что в это время Советский Союз достиг своего расцвета. Постоянно возводились новые города, расширялся производственный потенциал, продолжали действовать космические программы. СССР начал принимать участие и в международной активности, восстанавливая свою репутацию адекватного партнера. Также существенно поднялся уровень благосостояния жителей страны. В этот период не было серьезных потрясений экономического или политического характера, люди начали верить в завтрашний день. Впрочем, современные историки определяют, что такой стабильности удалось добиться благодаря высокой стоимости нефти на международном рынке. Обильные поставки «черного золота» за границу позволяли наполнять казну государства, не проводя эффективных реформ, и не улучшая экономический потенциал страны. Рост экономики прекратился, и только за счет экспорта сырья государство чувствовало себя спокойно. Однако выглядело это как затишье перед бурей
Некоторые из этих произведений, безусловно, пронизаны напряженным религиозным чувством, но в целом искусство Древней Индии является для нас главным образом отражением повседневной жизни эпохи, вначале непосредственное — как в Бхархуте и Амаравати, затем несколько идеализированное, как в Аджанте, и, наконец, представленное множеством скульптур, изображающих богов и людей, в многочисленных храмах средневековой эпохи. В эти разные периоды обнаруживается все тот же «страх пустоты» и напряженная жизненная сила, которые соотносятся скорее с реалиями этого мира, чем с перспективой загробной жизни, и вызывают в памяти одновременно кипучую оживленность индийского города и пышную растительность тропического леса.
Вертикальность стиля характеризует готическую скульптуру и архитектуру. Шпиль и щипец крыши нацелены в небо, и со временем этот стиль развивается: шпиль становится еще выше и более острым делается угол щипца. Если принято считать, что изображения Христа и святых в готической Европе подчинялись иконографическим правилам вертикальности, символизирующей для верующего устремленность от мира, то в индийском искусстве она имеет иное значение, и его тенденции кажутся диаметрально противоположными. Башни храмов, какими бы высокими они ни были, имеют надежный наземный фундамент. Идеальной является форма не сильно вытянутая, но, скорее, компактная и прочная. Боги и полубоги молоды и красивы и представлены в полный рост. Иногда они выглядят грозными и гневными, но чаще всего улыбаются и крайне редко грустят. За исключением танцующего Шивы, божества изображаются крепко связанными с землей: либо сидящими, либо стоящими на ней обеими ногами. Вряд ли стоит подчеркивать, что в скульптурных изображениях индуистских, буддийских и джайнских храмов широко использовались женские фигуры как декоративные элементы.
Масса текстов индийской религиозной литературы восхваляют аскетизм и самоотверженность во всех формах; но аскеты, представленные скульпторами, безмятежны. Таково гигантское изображение святого джайна Гомматешвары, высеченное в скале в Шравана-Белголе, в Карнатаке. Святой в позе медитации, называемой кайотсарга, твердо стоит обеими ногами на земле, опустив руки вдоль тела и не касаясь его, с просветленным, улыбающимся лицом. Скульптор, без сомнения, стремился передать возвышенное состояние души, почти освобожденной от своих связей с материей и готовой вознестись к месту вечного блаженства, на вершину мира. Но какими бы ни были его намерения, Гомматешвара предстает перед нами крепким молодым человеком, полным сдержанной жизненной силы. Согласно легенде, святой так долго был погружен в свою медитацию, что лианы оплели его неподвижные ноги, что видно на скульптуре; но этот растительный элемент, призванный выражать его святость, на деле подчеркивает его связанность с землей, чьим созданием он является.